«В объективе»: Стивен Кляйн. Великий и ужасный

8 апреля 2015, 00:09

Всемирно-известные работы фотохудожника, наполненные мрачными тонами, приправленными пошлостью, религиозной атрибутикой и щепоткой бдсм

Мир современного человека полон изображений. Каждый день мы имеем дело с сотнями, а порой и тысячами картинок. Фотография так сильно интегрировала в нашу жизнь, что порой кажется, что без обновления ленты новостей в instagram между перегонами станций метро, в очереди в кино или в перерывах межу парами в жизни будет чего-то не хватать… Нельзя сказать, что сильно, но постоянно.

Каждый день очередное издание радует нас новой порцией глянца, изрядно приправленного творениями модной индустрии: новые наряды, новые лица, новые звезды — всё новое. И хотя тенденция к приобщению широких масс к фотоискусству не может не радовать, но при этом нельзя забывать, что оно также имеет и сильный негативный эффект: из-за высокой доступности фотография все больше теряет значение в качестве и ценности.

В результате, на выходе мы получаем огромное количество некачественного «продукта». В образовании подобный эффект называется «макдональдизацией». Фотография из жанра «искусство» постепенно переходит в пустую забаву, служащую средством для поднятия самооценки и способствующую росту тщеславия, или же выполняет строго рекламную функцию для модных брендов и медиа-гигантов. Эти явления приводят к тому, что простой обыватель, глядя на кадр, представляющий собой поистине художественную ценность, не способен осознать всю глубину художественной мысли и огромное количество кропотливой работы, стоящий за ним. Люди перестали ценить фотографию, наслаждаться ею — их отношения к ней стало чисто потребительским.

Именно поэтому целью этой колонки стало познакомить и донести до читателя всю красоту и особенность современной фотографии в лицах наших современников, а так же признанных мэтров фотоискусства.

Стивен Кляйн. Великий и ужасный.

image

Если вы увлекаетесь модой или тем более фотографией и на вопрос «Знакома ли вам фамилия Кляйн» отвечаете «Да! Конечно! У них клевые джинсы», советую вам срочно погуглить, ну, или сэкономить свое время и прочитать эту статью.

Важнейшей вещью для фотографа, на протяжении его творческого пути, является выработка собственного стиля. Творческий поиск — задача весьма нетривиальная, особенно в современной фотографии. Однако, у Стивена Кляйна явно не возникает таких проблем. Прославившись скандальными фото знаменитостей, фотограф в своих работах уверенно использует элементы садомазохизма, порнографии, религиозной тематики и даже гомоэротизм.

Весь этот, на первый взгляд, безумный и отталкивающий сумбур, окрашенный в фирменные для Кляйна холодные и сдержанные тона, в сочетании с яркими и порой кислотными цветами, обладают настолько сильным магнетизмом, что завораживают с первого взгляда, не вызывая никакого отторжения.

image

Какая же самая узнаваемая работа Кляйна? Я думаю практически любой обыватель сталкивался с его творчеством хотя бы раз, например, переключая музыкальные каналы. Клип “Alejandro” эпатажной дивы Lady Gaga полностью срежиссирован им. Этот проект, своего рода хрестоматия по Кляйну: холодный и мрачный мир, элементы военной тематики, обильно смешанной с bdsm, христианские символы, декадансные настроения, сексуальная раскрепощенность, обилие голых танцоров вокруг певицы — одним словом провокация. Кляйну Гага частично обязана своей популярностью, за 3 недели видео посмотрели более 25 млн. раз, а певица окончательно закрепила за собой звание королевы эпатажа.

image

Так кто же такой Стивен Кляйн? Коммерческий гений, использующий провокационные мотивы для привлечения внимания? Или же настоящий художник, применяющий страх «запретных тем», так сильно привлекающий обывателя? И то и другое! Иначе и быть не может у юноши, начинающего с фотографирования душевнобольных людей в психиотрической больнице, где паренек подрабатывал на жизнь в перерывах между уроками по рисованию.

image

Justin Timberlake

image

Наталья Водянова

В работах Кляйна мало человечности, в них сложно найти нежность или сострадание. Однако, с другой точки зрения, в его работах куда больше человека, чем в каких-либо других, просто автор раскрывает перед нами темную сторону человека, выпускает наружу самые страшные и потаенные чувства, желания — дикую природу человека, то, что заложено на уровне животных инстинктов. Именно поэтому одна из ведущих тем в его творчестве — это познание природы сексуальности в различных ее проявлениях. Данная тема, по словам Кляйна, остаётся для него актуальной и полной загадок до сих пор и скорее всего будет оставаться таковой до конца.

image

image

Рассматривая работы Кляйна под таким углом, совершенно понятным становится и его желание использовать религиозную тематику и ее атрибуты. Крест — это очень сильный символ, символ человеческий страданий, причем не столько физических, сколько ментальных и душевных. Крест в работах Кляйна — это символ борьбы человеческого естества, его темной и светлой стороны, а сама фотография — результат этой битвы.

image

image

Отличительная особенность Кляйна-портретиста — отсутствие желания обнажить внутреннюю сущность человека перед камерой.

«Я не срываю маски со знаменитостей. Напротив, я рисую еще больше масок поверх тех, что люди надели на себя. На своих фотографиях я проецирую свои ощущения от общения с человеком, а не открываю чудовищ или что-нибудь в таком духе. Это художественный акт».

Подобная съемка — скорее игра, в которой создается персонаж, наделенный заданным набором эмоций, яркость и сила которых затмевает все другие качества. Подобные эмоции сродни инстинктам, порой настолько сильно меняющими человека, что глядя на всеми полюбившихся и известных личностей через объектив Кляйна, мы видим совсем других существ — людей из кляйновского мира: мрачного, страстного и безумно манящего.

Причем, по признанию самого фотографа, он не принуждает моделей к каким-то конкретным кадрам, он привлекает их, пробуждает потайное, усиливает и уводит за собой.

image

image

image

image

Работа со знаменитостями снискала Кляйну скандальную и при этом огромную славу.

Его съемка любимцев Голлдивуда Бреда Питта и Анджелины Джоли «Семейное счастье» для июльского W Magazine, стилизованная под фильм “Мистер и Миссис Смит” не имеет ничего общего с семейной комедией категории 12+. В фотосессии отражены опаснейшие, резкие, острые, слегка нервичные и взаимопоглощающие отношения мужчины и женщины.

image

image

image

Не уступает по скандальности и другой проект Кляйна: съемка Тома Форда «Долина кукол» для ноябрьского W Magazine. Главным герой Форда – человек, живущий в будущем среди людей, напоминающих манекены.

image

image

«Публичные люди любят контролировать то, что о них думают другие. Но я предпочитаю тех, кто не задумывается о себе, ищет что-то особенное и хочет выдохнуть перед камерой. Я часто заранее знаю, на что кто пойдет – это понятно по манере и настроению. Может, у читателя складывается впечатления, что я уговариваю и провоцирую, но мне самому не нравится кого-то заставлять или ставить в неудобную ситуацию. Это скорее игра, в которой люди иногда хотят поиграть».

image

Особое внимание заслуживает творческий тандем Кляйна и Мадонны. С Мадонной Кляйн работал над многими проектами певицы, самым ярким из которых был “Confessions on the dance floor”. Кляйн создал обложку диска, тур бук, а также трудился над художественным оформлением тура в поддержку альбома, видео-рядом и интерлюдией.

image

 

Другой, не менее эффектный, проект Стивена Кляйна и Мадонны стал «X-STaTIC Pro=CeSS». Он включал в себя несколько фотографических серий, коллажей и трех видео-инсталляций, изображающих Мадонну в различных мистических образах. Экспозиция вызвала интерес у публики и, впоследствии, была представлена в Дюссельдорфе, Мюнхене, Лондоне, Берлине, Флоренции и Москве. СМИ сравнивали работу Стивена Кляйна с фильмами Альфреда Хичкока, подчеркивали, что видеоряд «X-STaTIC Pro=CeSS» вселяет чувство страха, желания и тревоги.

image

image

 

Сложно предположить, куда же дальше повернет извилистый творческий путь столь неординарного художника. Что может найти занимательным медиа-персона, за плечами которой съёмки для самых известных брендов, в очередь к которой за месяцы выстраиваются самые престижные издания, чтобы заполучить съемку?

Ответ прост, сам Кляйн дал его в своем интервью в Москве, куда приехал со своим скандальным проектом «Капсула времени».
Нынешний Стивен Кляйн хочет стать вторым Стэнли Кубриком, но, разуметься, по-своему, «по-кляйновски».
Капсула времени — это ряд инсталляций, видео-роликов, рассказывающих как может выглядеть женщина в разные периоды своей жизни, начиная с 20-летнего и заканчивая 90-летним возрастом.
Главной героиней стала модель Эмбер Валлета.

image

Фотограф рассказал, что его целью было не показать, как можно с помощью грима и современных технологий состарить известную модель, а показать, внутренний огонь женщины, который, увы, усиливается лишь со временем, в то время как ее внешняя красота увядает. Тело стареет, но не душа, нет! Она совершенствуется, расцветает и обновляется.

По признанию автора, этот проект своего рода «проба пера»,перед серьезными полнометражными работами. Мир кино все больше манит в свои сети великого и ужасного, ну, а пока мы ожидаем плодов в столь новом для Кляйна амплуа, безусловно, стоит приобрести книгу его работ и испытать себя. Дать выход своей темной стороне.

Текст: Антон Ванке

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ