Страстный, бурный, обжигающий роман современного искусства с модой начался не сегодня. Не будет преувеличением сказать, что отношения эти длятся уже столетие. Ведь именно на заре XX века для творцов всех мастей слово «modernity» («современность») вдруг приобрело вселенский масштаб, затмив всё созданное ранее. Художники превратились в безудержных новаторов, а визитной карточкой эпохи стал технический прогресс. Жившие дотоле в неизвестности портные-невидимки вдруг гордо назвались модельерами, осмелились влиять на вкусы общественности и начали основывать Модные дома. Например, в 1900 году на знаменитой Всемирной выставке в Париже демонстрировались не только достижения в сфере кино, живописи, архитектуры, промышленности, но и моды. В «Павильоне элегантности» модели мадам Пакен были представлены публике как наилучшие образцы уже целой индустрии костюма.

CORBIS. Отдыхающие модели в платьях от Модного дома «Мадам Пакен» , Париж, 1938
Невинные заигрывания «министров моды» с грандами искусства начал великий и ужасный Поль Пуаре. Именно он положил начало практике, которая имеет место и по сей день: заказывать художникам рисунки для тканей. Для диктатора Пуаре трудились фовисты Андре Дерен, Рауль Дюфи и Морис де Вламинк. Причудливые коллаборации составили летопись искусства XX столетия. Сегодня эту практику успешно продолжает бренд Louis Vuitton. Не так давно компания отважилась на экстравагантное сотрудничество с японской художницей Яёи Кусама, черпающей своё вдохновение в мире тревожного подсознания и галлюцинаций.

Поль Пуаре и его модели

Яёи Кусама для Louis Vitton
Романтичный русский след в истории взаимоотношений современного искусства и моды оставил Сергей Дягилев вкупе с «Русскими сезонами». Кстати, главный художник-декоратор балетов Леон Бакст был не только отличным рисовальщиком. Знаменитые балерины, как Анна Палова, вдохновляли его на невероятные эскизы женских платьев. Он любил говорить: «Одевайтесь как цветок». Для труппы Дягилева творила сама Шанель. Позднее Версаче будет шить костюмы для гениального балетмейстера Мориса Бежара.

Леон Бакст. Эскиз костюма к балету «Карнавал» — Киарина, 1910
Балет и мода будто созданы друг для друга. Этот дуэт наполнен гармонией и взаимообогащением. Например, идея знаменитого балета «Драгоценности» Джорджу Баланчину пришла в тот момент, когда он разглядывал коллекцию ювелирного Дома Van Cleef & Arpels. Скульптурные тела танцовщиков — идеальный выбор в качестве моделей для дизайнеров. Мало кто знает, что знаменитая манекенщица Карли Клосс — ещё и балерина. Для Пьера Кардена музой всей жизни стала Майя Плесецкая.

Опера-балет «Гарнье»
Как и положено гениальной любовнице, на протяжении всего XX столетия мода черпала своё вдохновение в современном искусстве, души не чая то в Энди Уорхоле, то в Рене Магритте или супрематистах. Мода постепенно, ласково и податливо проникла во все сферы художественной жизни. В театре – непременно костюмы от кутюрье. Как говорил один классик литературы: «весь мир — театр, а люди в нём — актеры». Подтверждение тому — жизненное кредо Кристиана Лакруа: «Я помогаю сыграть женщинам достойную роль в театре, которым является жизнь». Показы новых коллекций нередко превращаются в театрализованное представление. Достаточно вспомнить великого Александра Маккуина или скандального Джона Гальяно.

Джон Гальяно
Кино, самое современное из искусств, было завоёвано модой беспощадно и бесповоротно. Знаменитые кинодивы в одеждах от прославленных модельеров становились ролевыми моделями заядлых модниц. Сейчас ни одна рекламная кампания модной продукции не обходится без приглашённой звезды Голливуда. Проморолики с помпой снимаются именитыми режиссёрами. Теперь стало неинтересно просто демонстрировать товар, важно рассказывать историю со своей драматургией и концом, а счастливым или нет, это уж продажи покажут.

Кадры из фильма «Великий Гэтсби», 2013
В XXI веке мода из нимфетки превратилась в госпожу, властную, царственную. Она диктует свои законы бытия и задаёт тон всему вокруг. Как и когда-то современное искусство, мода стала индивидуальным способом разговора с миром. Дизайнеры одежды сегодня выполняют важную функцию «властителей дум». Их лица знакомы нам так же, как и лики звёзд шоу-бизнеса. По модным веяниям аналитики пытаются предсказать развитие социума. Длина юбки женщины для них непостижимым образом приобрела сакральное значение, пророчащее то возвращение нравов Средневековья, то наступление сверхкосмической эры. Люксовые пристрастия общества гламура вдохновили художников группы AES +F на создание «Трилогии» — синтеза фэшн-съёмки и эстетического сарказма. Если «аэсы» в век пластической хирургии и рыночной экономики рисуют мрачно красивыми и декадентскими, то архитекторы, внимая позитивными вибрациями украшений Bulgari, создают светлые и безупречные инсталляции и даже здания.

AES-F «Пир Трималхиона Панорама №7», 2009
Мы живём в «эпоху возможностей», когда утверждать что-то определённое ещё рано, но понятно одно – кризис в искусстве, о котором твердили последние десять лет, прошёл. Будущее наступило. Каким будет культурный ландшафт XXI века и чем закончится увлекательная love story моды и искусства — покажет время.