В 1920-х мода стремительно быстро развивалась, появилось новое и необычное эстетическое течение под названием сюрреализм. Оно было создано, чтобы стереть все возможные грани реального и фантастического. Основоположниками такого течения стали известные нам Жан Кокто, Сальвадор Дали, Эрнс Фукс. Но знаем ли мы имя одной хрупкой женщины, которая перевернула мир моды с ног на голову, создав свой неповторимый вопиюще яркий стиль? Она – предмет восхищения и зависти, вдохновения и негодования, трагедия в личной жизни не сломило ее, а сделало сильнее. Я хочу познакомить вас с одной из самых талантливых женщин 20 века – Эльзой Скиапарелли.
Эльза родилась 10 сентября 1890 года в Риме в семье обедневших после Первой мировой аристократов. Она была творческой личностью еще с ранних лет: занималась живописью, изучала историю искусства, а также писала стихи, которые не были высоко оценены родителями. С семьей Скиап, так называли ее близкие люди, связывали напряженные отношения. Отправленная в закрытый католический пансион в Швейцарии, Эльза никогда не ощущала родительского тепла. Вернувшись в Рим, она вышла замуж за известного в кругах аристократии теософа графа Уильяма де Вендт де Керлора. Мужчина отличался особенной блистательной красотой, которая завораживала женщин и, конечно, нашла отклик в сердце юной Эльзы. На следующий день после знакомства с графом, Скиап сообщила своим родителям о замужестве. Это был ее первый шаг к самостоятельной жизни, ее первый и далеко не последний бунт против устоев общества. К сожалению, супруг не оправдал надежд юной Эльзы. Он не отличался особенной верностью, не пропускал мимо себя ни одной юбки. В браке была рождена Мариса, девочка страдала ДЦП. Промотав все состояние жены, в 1919 году граф увозит Скиап в Нью-Йорк, где заводит роман с Айседорой Дункан. Боль от предательства особенно сильна, ведь Эльза оказывается одна в незнакомом городе.
Однако, именно в Америке Эльза знакомиться с Габриель Пикабиа, владелицей первого магазина парижской моды в Нью-Йорке. Это знакомство стало роковым для молодой женщины, которая в последствие переезжает в Париж вместе с подругой. В 1922 году Скиап начинает работать в магазинах Пикабиа, но и в антикварном салоне. Окруженная роскошью, она черпает вдохновение, общаясь с парижской богемой. Именно тогда Эльза принимает решение творить. Изначально все вещи, созданные руками дизайнера, существовали лишь в единственном экземпляре и не были предназначены для продажи. В этот момент рождается ее неповторимый стиль, в котором черты сюрреализма обретают форму, в нем сочетаются необычные принты, яркие ткани, накладные плечики. К удивлению Эльзы, ее творения находят отклик, приобретают популярность. К ней выстраиваются очереди из желающих купить эту «безумную» одежду. В числе покупательниц оказались и представители британской королевской семьи, желающих приобрести вечернее платье в пол с изображением гигантского омара. Вызов, брошенный Скиапарелли обществу, был принят с овациями. Так было положено начало.
Позже, Эльза познакомилась с великим модельером Полем Пуаре. Их знакомство было случайным, зайдя в Дом Моды Пуаре, женщина накинула на плечи шикарное манто с синей подкладкой, которое невероятно шло ей. Восхищенный, Поль подарил Эльзе свое творение. Он высоко оценил ее вкус, выделяя из череды прочих дизайнеров. Метр стал для Скиапарелли предметов вдохновения, у которого она позаимствовала любовь к сочетанию ярких красок и необычным цветам.
Но настоящая слава пришла к Эльзе позже, когда однажды у нее гостил ее американский приятель. Его черный шерстяной свитер с белым бантом бабочкой тут же привлек внимание Скиап. Оказалось, что такие свитера вяжет армянская эмигрантка, которая позже станет ее партнершей по совместному бизнесу. Казалось бы, что черный свитер с таким незамысловатым рисунком избитая часть гардероба, однако в 1920-х это произвело настоящий фурор. Слава приходит к Эльзе, когда она заключает контракт с фирмой спортивной одежды «STRAUSS», в которой нашли отражение весь ее огромный потенциал и необычность идей. Скиапарелли открывает свой магазин «Для спорта», вскоре ставший известным на весь Париж. В первой своей коллекции Эльза использовала рисунки художников — кубистов, перенеся их на свитера и африканские мотивы.
Настоящий шок вызвала ее следующая ее работа, которая была создана по рисункам и эскизам матросских татуировок. Из принтов Эльза выбрала причудливые якоря, сердца, пораженные стрелами. На летящих тканях появлялись хребты причудливых рыб. Скиап впервые показала миру шелковые раздельные купальники для женщин, что стало настоящим откровением в мире моды.
Поработав со спортивной одеждой, Эльза решила попробовать себя как дизайнер и вечерних туалетов, и это удалось ей как нельзя лучше. Впервые Скиап создала платье их твида, из мягкой эластичной шерстяной ткани, которая стала символом элегантности.
В 1934 году начинается новый этап жизни Скиапарелли, когда дизайнер достигла пика своей популярности. Она переезжает на Вандомскую площадь, где открывает один из первых бутиков авторской одежды в мире. Свой неповторимый стиль Эльза воплощала в создании свитеров с необычными принтами, шикорополыми юбками. Она никогда не боялась сочетать яркие цвета, совмещая бардовый и бирюзовых, пурпурный и оливковый. Смелым решением модельера было создание бижутерии. Эльза отказалась от драгоценных камней и металлов, используя совершенно обыденные вещи для создания образа. Ее идеи были безумны, часто вызывали насмешку у коллег-модельеров и сногсшибательный успех у публики.
Так, модельер выпустила серию аксессуаров – ожерелья из аспирина, брошки в виде насекомых, которые поразили публику. Почти каждой коллекции появлялись новые модели невероятных шляп и перчаток. Они поражали воображение даже самых искушенных – в качестве материалов Эльза использовала не только перья, нитки, стразы, но и создавала модели шляпок в форме телефона, телескопа и даже туфли, эскиз которой принадлежал Дали. Их сотрудничество с кутерье было не единичным. Сальвадор вдохновил дизайнера на создание ряда необычных аксессуаров, таких как сумочек в виде воздушного шара, яблока, перчаток с лоскутками ткани в виде ногтя. Наброски знаменитого платья с рисунком огромного омара в петрушке также принадлежит знаменитому художнику.
К середине 1930-х годов Эльза стала всемирно известным дизайнером. Выпущенная ей коллекция «Остановись, смотри и слушай» и вовсе поразила все возможные ожидания. Скуапарелли представила вниманию публики дождевики с рисунком из оптических иллюзий, который приковывал взгляды, вызывал недоумение. Именно тогда кутюрье обратилась к образам с застежкой-молнией, которая использовалась даже в вечерних нарядах. Это было абсолютным новшеством, ранее молнии использовались только в производстве чемоданов. Этот элемент дизайна на вечерних туалетах смотрелся грубовато, но он не мог не приковывать внимание.
Любимый цвет Эльзы- розовый, свои новаторства она проявила и в цветовой гамме, создав абсолютно новый оттенок розового фуксия или «шокирующих розовый».
Одной из самых необычных коллекций, выпущенных Скиапарелли стала цирковая тематика. В ней использовались светлые цвета, необычные шляпки в виде рожков мороженного, на одежде появились различные рисунки клоунов, гимнасток, слонов.
Вдохновляло Эльзу знакомство с гениальными творцами того времени: писателями, поэтами, дизайнерами, художниками и фотографами, которые во многом помогали ей пополнить коллекции необычными идеями. Однако не только они были предметом вдохновения дизайнера. Однажды Скиап застал за употреблением кокса. Ее личная жизнь была связанна с дочерью, больной ДЦП. Эльза, как любящая мать, тратила огромное состояние на восстановление здоровья Марисы, и ей удалось ликвидировать почти все последствия страшного заболевания. Однако очень не многие знали Скиапарелли не как успешного знаменитого дизайнера, а как несчастную и одинокую женщину. Крах первой любви, закомплексованность и не уверенность в себе терзали ее до конца дней.
К сожалению, сегодня не каждый знает о том, какой вклад Эльза внесла в мир моды. О ней отзываются как о «неудачной» конкурентке Шанель. Да, между этими двумя знаменитыми кутюрье была настоящая война, в которой не брали пленных. Их вражда объяснялась различностью характеров, их объединяла лишь любовь к моде и сила таланта. Шанель в своем творчестве опиралась на каноны классики, а Скиапарелли — на необычность сюрреализма. Коко хотела показать красоту и женственность тела, придерживаясь умеренности цвета, а Эльза — силу характера и личности при помощи буйства красок. Борьба за «трон» велась и все подиума, однажды Шанель на одном из своих приемов, усладила Эльза на только что покрашенных стул, отмечая, что это пойдет на пользу ее образу. Габриэль не причисляла Скиап к числу дизайнеров, называя ее «неизвестной итальянской художницей». Любопытно, что обе женщины общались с один и тем же кругом, той самой парижской богемой, что придавало особую пикантность ситуации.
С началом Второй Мировой войны Скиапарелии покидает Париж и эмигрирует в США. После ее окончания, Эльза снова возвращается в мир моды, но понимает, что ее время прошло. В конце 1944 года на небосводе моды загорается новая звезда, Кристиан Диор приобретает всемирную славу, буквально вытесняя Скиап. Она умерла в 1973 году.
На сегодняшний день бренд Schiaparelli снова хочет вернуть былую славу. Креативным директором модного дома стал Марко Занини. Не так давно появившись на рынке, команда дизайнеров хочет напомнить миру о существовании великой женщины Эльзы Скиапарелли, которая внесла значительный вклад в развитие моды.