Мадам Гре: несправедливо забытая

8 ноября 2014, 20:27

Как бы банально не звучала фраза о том, что мир моды жесток, на деле это оказывается правдой, с которой не поспоришь. Сколько имен, сколько личностей, сколько великих мастеров забыто, будто их и не существовало. Такая несправедливость не может «править балом» вечно, поэтому настало время приоткрыть занавес истории и рассказать о великом модельере, чье имя мадам Гре.

Судьба этой женщины складывалась таким образом, что головокружительные взлеты сменялись не менее головокружительными падениями, а в конце, не имея выбора, была сделана ужасная ошибка…

Настоящее имя кутюрье- Жермен Эмили Кребс. Парижанка, родившаяся в 1903 году и происходившая из семьи небогатых буржуа. С детства маленькая Жермен, против воли родителей,  мечтала стать скульптором. И пусть эта мечта осуществилась лишь на половину (получив диплом, Кребс не работала по профессии), но знание законов геометрии и анатомии человека позволили впоследствии создавать наряды, которые были частью подлинного искусства. Не зря американский дизайнер Билл Бласс на вопрос: «Является ли мода искусством?», — скажет: «Нет, мода не искусство, за исключением того, что производилось в ателье двух мастеров — Кристобаля, Баленсиаги и Мадам Гре».

Жермен часто сравнивают с Коко Шанель, так как они жили в одно время и начинали карьеру, создавая шляпки в небольших салонах, но в отличие от своей знаменитой современницы, Мадам Гре никогда не любила светскую жизнь, казалась замкнутой, не хотела давать интервью и рассказывать о себе. Все это люди непосвященные расценивали как высокомерие, но на самом деле в этом была сила дизайнера, потому что только так она могла полностью отдаваться творчеству.

В 1932 году Жермен открывает свой первый салон «Alex Couture», который выпускает спортивную одежду. Через год она и ее подруга, Жюльетта Бартон, обосновываются на улице Миросмениль и создают одежду под вывеской «Alix Barton». Спустя еще год, в 1934, Жермен открывает уже свой собственный салон «Alix» — так все стали называть ее Аликс. А что касается фамилии «Гре», то с ней связана интересная история. В 1937 году, модельер вышла замуж за русского художника Сергея Черевкова, который подписывал свои работы «Гре» (Gres)- анаграмма имени во французском написании Serge. Аликс просто позаимствовала псевдоним у своего мужа. Вообще, эта история любви достойна сюжета книги. Несмотря на то, что брак не был долгим, Черенков уехал на Таити и оставил беременную Аликс одну, но она все равно продолжала помогать ему материально, вплоть до его смерти в 1970.

Первый серьезный успех Аликс как кутюрье — это создание костюмов для пьесы Жана Жироду «Троянской войны не будет», поставленной в 1935 году в Театре Атене, режиссером Луи Жуве. После этой постановки творчество Аликс становится популярным. Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Айседора Дункан, герцогиня Виндзорская и принцесса де Бурбон — одни из главных клиенток модельера в этот период. Аликс создает платья, которые точно подогнаны по фигуре, а женщина смотрится в них как греческая статуя. Особенность также заключалась в том, что модельер никогда не пользовалась лекалом и не делала выкроек, а сразу бралась за ткань.

В 1939 году Аликс получает приз на Международной выставке в Париже за лучшую коллекцию Высокой моды. И, казалось, что теперь успех будет следовать один за другим, но началась война. За две недели до ее начала, Аликс родила дочь Анну, а Париж в это же время оккупировали, поэтому модельеру с новорожденным ребенком пришлось бежать на юг Франции, в маленькую деревушку. Кстати, именно в это время появился фирменный головной убор мадам Гре — тюрбан, а причина была проста и банальна — отсутствие парикмахера в деревне.

В 1942 году Мадам Гре все-таки возвращается в Париж и заново открывает собственное ателье, которое, к сожалению, просуществовало недолго, до 1943 года. Закрыться пришлось из-за того, что на одном из показов мод для немцев Аликс продемонстрировала платья только трех цветов: синего, красного и белого — цвета национального флага Франции.

После этого инцидента Мадам Гре опять пришлось бежать из Парижа, на этот раз в Пиренеи. Вернуться удалось в 1945, после освобождения Франции, и модный дом «Мадам Гре» снова распахнул свои двери. За свой труд в 1947 Аликс была награждена орденом Почетного легиона. Клиентки вновь заполонили ее модный салон. Но и в этот раз этот успех был недолгим, так как в этот же год Кристиан Диор просто взорвал мир моды своим стилем New Look. Корсеты, неудобные лифы и пышные юбки, словом, все то, против чего выступала Мадам Гре, вновь становится популярным. Но модному дому все же удается сохранить свой авторитет на мировом подиуме, хотя в шестидесятые годы снова пришлось столкнуться с немаленькой проблемой — массовое производство. Все вещи Мадам Гре создавала исключительно вручную и все они были эксклюзивными, не похожими ни на что другое. Лишь богатые клиентки продолжили шить одежду у Аликс, тогда как большинство предпочитало дешевые подделки. Но и в этом случае дизайнер проявила стойкость духа и темперамент. Она продолжала усердно работать, и в 1966 году вышел номер журнала Voque с Барбарой Стрейзанд на обложке, где она предстала в пончо и восточных туниках от Мадам Гре.

В 1973 году Аликс избрали президентом «Синдиката Высокой моды», им она являлась 14 лет. В 1976 получила награду «Золотой Наперсток Высокой моды», а в 1980 ее назвали «Самой элегантной женщиной в мире». В это время у общественности складывалось ощущение, что дела дома опять идут в гору, но это было не так. Финансовая сторона вопроса не могла позволить в полную силу заниматься творчеством. В 1984 году Мадам Гре согласилась на сделку о продаже модного дома с французским бизнесменом Бернаром Тапи. Тогда он еще не был известен как скандалист и неплательщик налогов и смог очаровать пожилую женщину. Во всех газетах и журналах Тапи твердил о том, что просто будет помощником в финансировании, а Аликс будет как и раньше создавать наряды. Но все это были лишь пустые слова. Спустя три года после этого, Модный Дом «Мадам Гре» исключили из Синдиката Высокой моды из-за проблем с налогами. В один день конфисковали все имущество: платья и ткани сложили в мусорные мешки и выкинули на помойку, мебель и манекены были сломаны топором. Дом опустел. Такое обстоятельство дел не могло не сказаться на самочувствии Аликс. В 1990 году Анна увезла мать в Прованс и поместила в дом престарелых. За шесть дней до своего девяностолетия, Мадам Гре умерла.

Великая женщина, боец, ее платья не просто надевались на модель, а создавались исключительно исходя из особенностей фигуры каждой клиентки. Именно поэтому историки моды сходятся в одном: «Мадам Гре»- это олицетворение женственности и элегантности.

Текст: Елена Соколова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ