О каждом фильме можно судить в целом или по отдельным его элементам. Операторская работа, звуковой монтаж, подобранный грим — вещи, иногда даже незаметные глазу зрителя. Однако именно они создают атмосферу картины и влияют на ее итоговое восприятие. Одна из таких категорий — это дизайн костюмов, многие из которых ежегодно претендуют на получение премии «Оскар». В этот раз за заветную статуэтку борются костюмеры таких фильмов как «Отель “Гранд Будапешт», «Врожденный порок», «Чем дальше в лес», «Малефисента» и «Уильям Тернер». Кто из них заберет награду, узнаем лишь 22 февраля, а пока предлагаем вспомнить предыдущих победителей в данной номинации.
В 2010 году «Оскар» из рук самого Тома Форда получила Сэнди Пауэлл — костюмер биографической ленты «Молодая Виктория». Ранее она одевала героев таких фильмов как «Орландо», «Влюбленный Шекспир», «Банды Нью-Йорка» и «Авиатор», за которые получила множество престижных наград.
Яркие пышные платья молодой королевы были созданы по образу и подобию тех, что хранились в ее гардеробах, а сегодня принадлежат британской музейной коллекции. Для героини, блестяще сыгранной Эмили Блант, Сэнди подготовила порядка 15 нарядов разных цветов и кроя, работа над которыми велась на протяжении полугода. В каждом костюме она старалась отразить характер Виктории: постепенно из девочки в платьях в цветочек она превращается в своевольную гордую королеву, и ее образ становился более сдержанным и официальным.
Главная сложность, по признанию художницы, состояла в том, что костюмы должны были стать квинтэссенцией роскоши и изящества, эффектно смотреться на экране и при этом полностью повторять оригиналы. Как мы можем судить сегодня, творческая команда «Молодой Виктории» успешно справилась со всеми задачами, за что и получила свою золотую статуэтку.
Сказочных героев в интерпретации Тима Бертона одевала его давняя коллега — голливудская художница по костюмам Колин Этвуд. Ее работа заключалась в том, чтобы создать две версии костюмов: для реальных актеров и анимационных персонажей. За их основу Колин взяла описания Льюиса Кэролла и добавила к ним свои коррективы: например, «историческое» голубое платье Алисы в фильме лишено кринолина и передника. На его подоле обитают звери и летают птицы, как бы намекая на то, что произойдет с героиней далее. Сразу же после попадания в кроличью нору девочка получает от Этвуд новые платья: одно отсылает нас к древнегреческим пеплумам, другое сделано с легкой руки Шляпника, третье — самое экстравагантное — сшито из штор.
В костюмах других персонажей художница воплотила характерные черты их обладателей: детали наряда Королевы Червей указывают на ее безвкусицу и комичность, одежда безумного Шляпника меняет цвет по настроению, а россыпь бусин на платье Мираны свидетельствует о ее ложном лоске. Некоторые костюмы, к слову, создавались в нескольких размерных вариантах, чтобы «ростовые» превращения героев выглядели достоверно. Такая реалистичность происходящего и неповторимые образы подкупают зрителей и, как итог, приносят приятный бонус в виде заветного «Оскара».
2012 год — время триумфа черно-белого немного кино. Из 10 номинаций «Артист» выиграл в пяти, в том числе получив награду за «Лучший дизайн костюмов». Одежду для необычного в 21 века жанра разработал Марк Бриджес, перед которым стояла огромная проблема — передать атмосферу яркой эры джаза лишенными цвета костюмами. Вдохновение для их создания художник искал в старых фотографиях и фильмах, а также в собственных воспоминаниях из детства.
Одежда для «Артиста» была реконструирована из буквально проеденных молью вещей, найденных на складе Western Costume Company. Марк примерял их на актерах, а затем распарывал и сшивал заново из новой ткани, воспроизводя предыдущий крой. К «возрожденным» костюмам художник добавил аксессуары из собственной коллекции и настоящие винтажные головные уборы. «Дизайн костюма, — говорит Бриджес, — это создание внешнего мира героя. Если актер проделывает колоссальную работу над своим внутренним миром, то я стараюсь придать ему правильную форму».
За костюмы к очередной экранизации величайшего романа Льва Толстого отвечала Жаклин Дюран, ранее работавшая с режиссером Джо Райтом и Кирой Найтли в фильмах «Гордость и предубеждение» и «Искупление». Для главной героини она создала 16 костюмов, на изготовление каждого из которых ушло порядка 40 часов.
В творческом процессе Жаклин опиралась на эскизы платьев Dior и Balenciaga, а также на европейскую моду середины прошлого столетия. Наряды, главной задачей которых было полное раскрытие характеров персонажей, выбиваются из стиля эпохи Карениной.
Еще одним смелым экспериментом стало сочетание в костюмах старинного кроя и современных материалов. К примеру, лиф платья, которое Анна надевает на скачки, пошит из темно-синей джинсовой ткани и застегивается на кнопки. Именно благодаря такому нестандартному образу мыслей команды, умению рисковать и смелости изменить классике фильм получил безоговорочное признание критиков и свой заслуженный трофей.
Главной интригой прошлогодней церемонии стала судьба Леонардо Ди Каприо и его очередной неполученный «Оскар». И если игра актера до сих пор не была оценена критиками по достоинству, то его костюмы, напротив, добиваются оглушительного успеха.
Этот успех «Великому Гэтсби» принесла коллаборация Кэтрин Мартин с итальянским дизайнером Миуччей Прадой. Вместе они воссоздали эпоху европейского декаданса, в которую происходят удивительные события в жизни героя Ди Каприо.
В процессе совместной работы женщины выбрали 40 платьев из архивов Prada и Miu Miu и адаптировали их под творение База Лурмана.
Результат творчества, который можно было оценить спустя несколько месяцев, поразил своей красотой, эксклюзивностью и дороговизной. Калейдоскоп из перьев, страз и пайеток, обилие самых разнообразных форм и текстур воссоздали картину давно забытого времени, прочно въелись в сознание зрителя, в итоге сделав киноленту яркой и незабываемой