Рисунки позволяют создать удивительную эстетику, которой невозможно достичь при помощи фотографии, что довольно точно продемонстрировали русские иллюстраторы на прошедшей Неделе моды в Москве. По ним можно узнать другую историю моды, они отражают индивидуальный, а не групповой взгляд на неё, в отличие от фотографии. Хоть сегодня этот вид искусства утратил часть славы и популярности, своей актуальности он не потеряет никогда.
История модной иллюстрации насчитывает более 500 лет, её прародителями считаются гравюры, появившиеся в XVI веке. На них изображались представители различных слоев населения в характерных костюмах. Ярким примером могут быть работы итальянского художника Чезаре Вечеллио.
Однако детально прорисованные изображения с сюжетом и композицией стали появляться в середине XVII столетия. Именно в это время во Франции, центре мировой моды, стали выпускать первые модные журналы (le nouveau mercure galant). На рисунках можно было увидеть дам и кавалеров галантного века в роскошных и дорогих туалетах. Каждое изображение снабжалось подробным описанием наряда (цвета, отделка, материалы), а также адресами поставщиков и магазинов, где все это можно было приобрести.
В XIX веке модные изображения приобрели новые стандарты. Теперь работали акварелью, которая отлично передавала нежное переплетение кружева, блеск шелка, атмосферу легкости и воздушности, а также молочную белизну кожи романтичной барышни того времени.
На рубеже XIX-XX столетий модная иллюстрация переживает подъем. Имена художников теперь известны не меньше, чем самих модельеров. Отдельного внимания заслуживает американец Чарльз Дана Гибсон. Он создал особый образ роскошной и загадочной красавицы, Gibson Girl, которому подражали дамы во всем мире. Однако настоящий расцвет наступает с началом 1910-х годов.
Немалое влияние на моду того периода оказал гениальный Леон Бакст. Его костюмы для балетов «Русских сезонов» Дягилева покорили и очаровали Париж. Создатели французской, а, соответственно, и мировой моды копировали его шаровары и тюрбаны, освободили дам от корсетов и ввели моду на роскошные и прозрачные ткани. Творения Бакста полны экспрессии, лёгкости, прозрачности и движения.
О революционных переменах в мире моды, происходивших в первую половину прошлого столетия публика узнавала благодаря талантам Романа Тыртова или Эрте и Жоржа Лепапа. Эрте, наш соотечественник, работал с Harper’s Bazaar, Vogue и Cosmopolitan. Лепап также создавал обложки для модных изданий и применял различные цветовые и декоративные решения.
Работы американца Джозефа Кристиана Лейендекера по сути являются законченными картинами, где вписаны модные мотивы времени. Но уже с 30-х годов иллюстрацию в журналах начала вытеснять фотография.
Настоящим королём модной иллюстрации и рекламной графики прошлого столетия можно считать Рене Грюо. Друг Кристиана Диора, он первым передал линию знаменитого силуэта new look, а после являлся единственным иллюстратором модного Дома. Работы Грюо – это восхитительный и гармоничный союз графики и живописи, которому присущи особая динамика и интрига. Его чёткие и смелые линии и яркие краски отобразили модные шедевры Юбера Живанши и Кристобаля Баленсиаги.
Вовсе нет. В наши дни блестящих талантов среди художников-иллюстраторов немало. Рубен Толедо, сотрудничающий с Vogue, Жюли Верховен, работавшая со многими дизайнерами и модными Домами, Мэтс Густафсон, ставший автором многих рекламных кампаний, или Дэвид Даунтаун, которого прозвали «новым Грюо», и многие другие. Цифровые технологии и компьютерная графики немало повлияли на fashion-иллюстрацию, именно поэтому здесь можно найти множество всевозможных стилей, техник и направлений. Однако живые линии будут существовать вечно, особенно в наш век машин, компьютеров и суперсовременных технологий, когда такие творения являются глотком свежего воздуха.
Текст: Александра Новикова