Искусство и мода или сила взаимной страсти

10 октября 2014, 14:46

Союз искусства и моды всегда наполняло некое притяжение и обоюдное влечение. Зародившись совершенно по разным причинам, они прошли долгий путь в котором сроднились, проходя единые этапы в развитии и совершенствуя технику, а потом на рубеже 20 века кардинально сменили свою эстетику. Теперь же нащупать границу между ними становится все сложнее. Что же это всепоглощающая и уничтожающая страсть к друг другу противоположностей или две половинки одного целого, спустя века, наконец-то нашли друг друга?

 bestinua_21122012-art(2)

Неминуемое столкновение искусства и моды стало очевидным на рубеже 19-20 веков. Смена столетий послужила не только формальным переходом в новый век, но и переходом к мировой индустриализации. Мир менялся, творцы искали новые формы вдохновения, для времени, где будущее казалось весьма неопределённым и место под новым солнцем нужно было завоевывать. Люди искусства, решили расширить границы своего влияния в поисках новых актуальных форм и демонстрации возможностей творчества в повседневной жизни. Искусство ответило на промышленный бум, когда мир начал двигаться к массовости, и начало проникать в смежные ему пространства и, в результате, в повседневную жизнь.

Так, Густав Климт делал принты и скетчи для моделей одежды. А эксцентричный Сальвадор Дали, любившая шокировать публику Эльза Скиапарелли и не менее идейный писатель Жан Кокто решили объединить свои усилия в создании одежды. Пожалуй, это стало возможном потому, что бомонд всегда жил в своей среде, а идеи сюрреализма не только заражали своим звучанием, но подобно цунами, разрушали привычные нормы и границы. Это революционная волна эпатажа трех гениев, ознаменовавшая начало падение «берлинской стены» между искусством и модой, была настолько сильна, что их идеи до сих пор будоражат и вдохновляют наши умы.

74091-a47f4-33284347-

После войны, наступил новый виток в развитии моды, промышленность восстанавливалась и разгорались новые страсти, идеи и желания. Дизайнерам все также, требовалось вдохновение, и они все чаще обращались не только к великим произведениям живописи, но и современным художникам, которые разделяли общие ценности. Стоит ли вспоминать платье Мондриан, которое Ив Сен Лоран создал под влиянием картин художника Пьера Мондриана? Однако, и сами дизайнеры создавали настоящие шедевры, свадебные платья того же Ив Сен Лорана, отнюдь не были пригодными для обычной жизни или даже выхода в свет, но были демонстрацией перспектив и возможностей модной индустрии. Творения и перевоплощение модной индустрии второй половины 20 века, остаются настолько значимыми и желанными, что выставляются в лучших музеях мира наравне с такими художниками как Рембрант, Моне и Магритт.

Платье Mondrian

Платье Mondrian

Свадебное платье Ив Сен Лоран 1965г.

Свадебное платье Ив Сен Лоран 1965г.

В современной моде дела обстоят немного иначе. Дизайнеры по-прежнему активно сотрудничают с современными деятелями искусства и ищут вдохновения у живописцев, фотографах и писателей прошлого, но и дизайнеров, которые вошли в историю в 20 веке.

Так, в 2001 году вышла всемирная известная коллаборация Louis Vuitton с уличным художником Стивеном Спраузом, которая помогла модному дому еще раз заявить о себе и привлечь внимание общественности, но и подарила новых молодых клиентов. Модный дом не остановился, и на этой волне, представил коллекцию с японской художницей Яеи Кусама страдающей психологическим заболевание. Тем самым, вызвав жаркие споры о этичности этого сотрудничества. Далее, было еще много коллабораций с такими художниками как Андре Сарайва и Кенни Шарф.

Louis Vuitton и Штефен Спроус

Louis Vuitton и Стивен Спрауз

Этот тренд, подхватили и другие бренды, которые стали использовать искусство и продвигать его в массы. В марте этого года Opening Ceremony создали коллекцию, украшенную картинами Рене Магрита. К слову, компания Vans также выпустила мокасины, вдохновленные творчеством бельгийца.

Opening Ceremony и Рене Магрит

Opening Ceremony и Рене Магрит

На первый взгляд, в противовес им можно вспомнить Dolce&Gabbana с вечно дорогими и полными изобилья коллекциями, которые вдохновляются то фресками, то мозаиками (как это было прошлой весной). Или коллекция Кеnzo 13/14 года, основаная на манере фламандских художников.

D&G осень 2013

D&G осень 2013

Однако, основное отличие современной моды в том, что масс маркет, активно использует всем известные образы. А новые провокационные современные художники востребованы только у люксовых брендов. Ключ к разгадке прост — масс маркету важно продавать. Люкс же обращен к эксклюзивности, как это было и в былые времена, поэтому провокационность и супер актуальность здесь играет более важную роль.

Такие бренды искушают молодых художников тем, что они делают их почти суперзвездами, давая возможность показать свое творчество широкой общественности.

В обоих случаях итог один, при сотрудничестве с модой искусство популяризируется. Нужна ли такая массовость и к чему это приведет, не знает никто, но совершенно очевидно, что основа этого плотного сотрудничества весьма банальна – математика условных единиц.

 prada-spring-2014-advertisement

Текст: Ксения Васильева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ