Все больше и больше современных ведущих дизайнеров задумываются не только о качестве сырья, но о этическом получении натуральных материалов и последствиях его использования. Кто-то полностью исключает использование в своих коллекциях материалов животного происхождения, кто-то заключает контракты исключительно с теми компаниями, которые позиционируют себя как экологические, также компании занимаются переработкой ткани или созданием альтернативного варианта производства. И такие Дома не остаются без должного внимания — тому свидетельствует множество премий, среди которых и Vegan Fashion Awards, награждение которой прошло не так давно. Технологии современного мира позволяют приготавливать ткани, чье качество не уступает натуральному. Этическая тенденция содержит в себе большое количество плюсов. О них и пойдет речь в нашем материале.
Мех и кожа всегда являлись неотъемлемым атрибутом роскоши. Более того, совсем недавно было невозможно представить модный бизнес без использования данных материалов. Сегодня эта концепция подвергается изменениям. Многие дизайнеры понимают, что абсолютно все этапы производства натурального меха одинаково отвратительны: грязные фермы по выращиванию пушных зверьков, масса доказательств того, что огромное число животных пребывают в полном сознании во время сдирания шкуры, — это гигантский ущерб, наносимый меховым производством окружающей среде.
Известный кутюрье Кельвин Кляйн расторг контракт с поставщиками меха в 1994 году. В течение 17 лет бренд создавал коллекции, украшением которых были мягкие шкурки. Многие связывают отречение от шкурок с тем случаем, когда в офис компании нагрянули активисты P.E.T.A., сам же дизайнер ссылается на «собственные размышления о гуманном отношении к животным».
Компания знаменитой вегетарианки Стеллы МакКартни полностью позиционирует себя как бренд, никоим образом не наносящий вред животным. Ранее компания сотрудничала с этическим поставщиком шерсти Ovis 21. Летом нынешнего года контракт был расторгнут из-за скандала вокруг псевдо-этической компании.
В 2006 году и этот дизайнер понял, что жизнь животных тоже имеет ценность. Данное решение кутюрье принял после очередного просмотра отчета компании P.E.T.A., на котором скрытые камеры, установленные на территориях фабрик, показали полные ужаса кадры. Ральф Лорен убрал из всех коллекций меховые изделия, а также пожертвовал последнюю коллекцию кожаных пальто развивающимся странам.
В том же 2006 году и популярный британский бренд Vivienne Westwood примкнул к группе противников кожи и меха. Компания стала заниматься разработкой собственных альтернативных тканей, а ее создатель выступила в защиту тропических лесов и отказалась от мяса.
На протяжении многих лет Tommy Hilfiger является одним из основоположников моды на джинсы. Помимо отказа от кожи и меха бренд заявляет, что не тестирует свою парфюмерную продукцию на животных. За пределами модного бизнеса дизайнер компании выделяет финансы на благотворительность и выступает защитником азиатских слонов.
В нынешнем 2015 году еще один знаменитый бренд сказал «нет» использованию натуральных кожи и меха. Hugo Boss год за годом снижал использование таких материалов в своих коллекциях.
Также бренд заявил, что в коллекции осень-зима 2015/2016 натуральных тканей не представлено.
Директор спортивной компании Йохен Цаитц пытается полностью отказаться от потребления в пищу мяса. Его политика распространяется и на рабочую атмосферу: он лично ввел Безмясные Понедельники во всех офисах компании. В 2012 году директор объявил, что впредь их бренд не будет использовать не только шкуры животных и мех, но и пух, перо, которые были ощипанны с живых птиц, а также мериносовую шерсть от поставщиков.
Данный перечень далеко не полный список компаний, которые наложили запрет на жестокий символ роскоши. Подавляющее количество уже опытных марок задумывается о снижении потребления шкурок, новоиспеченные же бренды с самого начала карьеры позиционируют себя как этические и экологические.
Компания, во главе которой стоит знаменитый вегетарианец Британии, не только исключает использование натуральных кожи и меха, но и разрабатывает замену данным тканям.
Альтернативная кожа, который использует Стелла МакКартни, ни чем не уступает натуральному материалу. Но стоит заметить, что обходится она компании на 70 % дороже оригинала. Технология создания тканей невероятно сложна: МакКартни создает их из сочетания эластичного биркифлора (материала из акриловых и полимерных волокон), прочного вегетана (смесь полиуретана и хлопка) и утилизируемого пластика. Более того, при приготовлении материала используется только энергия ветра.
Основатель движения Fair Trade Сафия Минни на своем примере решила показать, насколько эстетическим и чистым может стать модный бизнес. Ее компания People Tree не только не допускает тканей из животных, но и полностью отказывается от использования искусственных красителей и синтетики, предпочитая вторично переработанные материалы. Вещи марки производятся исключительно в странах Юго-Восточной Азии. Также стоит отметить, что вещи коллекций приготовлены из 100% шерсти, сделанной вручную в Непале при полном соблюдении законов fair trade.
Данная компания не имеет конкурентов в сфере технологичности. Бренд не только отказался от меха и кожи, но и наложил заперт на использование обычного хлопка. Patagonia занялась разработкой новых высокотехнологичных тканей, преимущественно на основе полиэстера из переработанных пластиковых бутылок и отслуживших свое вещей. Также бренд располагает технологией специального водоотталкивающего средства Deluge, которым они обрабатывают верхнюю одежду.
Всемирно известный бренд бразильской компании Grendene еще в далеком 1979 году создал роскошные туфли из поливинилхлорида. После того, как в 1982 году нью-йоркский Barneys закупил 2 400 пар таких туфель, словосочетание jelly shoes начало входить в модный мир. Обувь Melissa является особенной благодаря приготовлению продуктов из ПВХ нового поколения — Melflex — монопластика, получаемого в результате вторичной переработки. Благодаря Melflex марка Melissa решила основную проблему пластиковой обуви, сделав ее удобной, дышащей, гипоаллергенной и нетоксичной. Также токсичным не является и сам процесс производства: 99 % отходов, включая воду, красители и сам пластик, также подвергаются вторичной переработке.
Не только зарубежные дизайнеры могут похвастаться технологиями создания альтернативных тканей. Российская марка Norsoyan на ровне с западными производит технологические материалы. Дизайнер, а по совместительству дипломированный биохимик Людмила Норсоян взялась за исследование материалов на основе стали, угля, меди и кевлара. На данный момент натуральной, органической окраски трикотаж по-прежнему остается визитной карточкой Норсоян.
Это также далеко не все бренды, которые находятся в поисках тех технологий, которые позволят создавать этически и экологически безопасные продукты. Такие модные бренды, как Ciel, Deborah Lindquist Eco Fashion Brand, Enamore, Katharine E Hamnett, Ada Zanditon, Mark Liu, Biryukov, Tri’Co Cashmere, Vika Gazinskaya, ТВОЕ также располагают вариантами производства альтернативных материалов и год за годом улучшают качество своих продуктов.
В настоящее время индустрия моды имеет колоссальное влияние над обществом. Ее законам не только следуют, но и прислушиваются к концепции, которой она руководствуется. Все больше акций в пользу переработки и создания альтернативных тканей проводятся ведущими брендами.
Модный гигант H&M уже давно запланировал экологическую стратегию действий: отказ от меха и кожи, замена натуральных тканей на альтернативные, в 2015 же году — агитация на переработку собственных продуктов.
Рекламный ролик «В моде нет правил…кроме одного» призывает покупателей не выбрасывать продукты H&M, а приносить их для вторичной переработки обратно в магазины.
Ежегодно на территории Уругвая проходит экологическая акция, организованная брендом модной обуви Mamut. В течение 2 недель февраля каждый желающий может принести в бутик пустую пластиковую бутылку и получить за нее пару туфель из летней коллекции бренда. Таким образом, компания пытается прививать экологическое сознание жителям Уругвая.
В рамках коллекции осень-зима 2012/2013 дизайнер впервые представила биоразлагаемые туфли. Обувь приготовлена из материала, который быстро разлагается, он не нанесет вред почве земли. В коллекцию вошли туфли и ботильоны в классических тонах бренда. Также каждая пара имела определенную отличительную черту: «крокодиловый эффект» биоразлагаемой подошвы лодочек. Продукты этой коллекции было возможно без зазрений совести выкинуть.
Столица нашей страны Москва также задумывается об этическом вопросе. Уже несколько лет подряд осенью в Москве проходит праздник этической моды «Животные — не одежда». На данном мероприятии этические бренды презентуют свои коллекции и повествуют технологию, по которой были созданы продукты.
Нельзя точно сказать, что через несколько лет ткани животного происхождения и токсичные ткани исчезнут из обихода дизайнеров, но можно утверждать то, что большое количество модельеров не безразличны к этой теме.
Текст: Кристина Окунева