Живопись кончилась. Выставка, посвященная Родченко и Степановой

26 ноября 2014, 07:53

Журнал «365» на один вечер 25 ноября погрузился в колыбель современного дизайна и выяснил, почему производство может быть искусством. В Пушкинском музее открылась выставка «В гостях у Родченко и Степановой».

Из разговора посетителей.

 А: … здесь представляется человек как образ. Мы смотрим на снимок и можем домыслить, что скрывается за кадром, что этот человек из себя представляет. У нас возникают определенные мысли, фантазии, ассоциации… Эти фотографии отличаются от ряда других своим наполнением. Особенным наполнением. Вы согласны с этим?

Б: Мне кажется, в художественном снимке фотограф в принципе пытается донести определенную идею…

А: Не пытается, а выражает идею…

Б: Да, но не у всех это получается (смеется). Многие, у кого есть камера, считают себя фотографами.

А: Да (смеется в ответ)… Если брать конкретно кадр Родченко — он цепляет, в нем прослеживается особая геометрия… А вот мужчину не цепляет!

В: Не вижу в его работах ничего примечательного. В снимке одного шествия, например, нет света и тени, изображение мутное и слишком мрачное.

А: Но для того времени это было безусловной революцией.

В: Да какая там революция, объясните мне!

Сейчас объясним.

«Будущее — это наша цель»  так звучит девиз Александра Родченко и Варвары Степановой, неразлучной пары преобразователей окружающего пространства трудящегося человека. Чем они только не занимались: живописью, графикой, афишей, кинематографом, фотографией, инсталляцией. Степанова изобрела новые направления, например, визуальная поэзия, цветописная графика. А Родченко, в свою очередь, «запатентовал» круг и принцип сечения как отдельные понятия в абстрактных живописных композициях. Словом, художники создавали новую реальность. Действительность не образную, а конструктивную.

Эта идея чувствуется, когда прогуливаешься из зала в зал. Всего для восприятия было доступно девять, каждый из которых посвящен определенной стороне творчества художников.

DSC_1023

Красные стулья. Красный шахматный стол. За такой мебелью в экспозиции «Париж, 1925» возникает желание биться в партию до последнего. По задумке Родченко она органично должна была вписываться в интерьер, который рассчитан на нового социального потребителя. Наверное, современной личности, «человеку будущего» в понимании Родченко, было бы трудно ужиться в таком дизайне: преобладание красных оттенков держат в напряжении.

DSC_1030

 

DSC_1003

Александр Лаврентьев, внук  Родченко и  Степановой и по совместительству — куратор выставки, стоит над миниатюрным прототипом Рабочей комнаты и вдохновенно рассказывает журналистам о новаторстве этого проекта:

 «Это был новый в социальном отношении интерьер, рассчитанный на нового потребителя, демократичный и рационально устроенный. Библиотека, складная трибуна, она же выставочный подиум, уголок Ленина, шахматный столик, конструкция для стенной газеты, которые в те годы висели в любом общественном учреждении и выпускались в одном — двух экземплярах самими работниками. Это было проектирование не отдельных предметов обстановки, а целостной среды, включавшей функциональное зонирование пространства, характерную графику, лаконичную цветовую гамму.

Мебель — это часть карусели в комнате».

Один из самых примечательных экспонатов можно найти в зале «Формулы авангарда. Аналитика форм». Он представляет собой картонную конструкцию, состоящую из соединенных друг с другом деталей. В ней нет той образности, которая присуща произведениям мастеров XIX века. Работа интересна с точки зрения дизайнерского эксперимента. Родченко один из первых художников поиграл с пространством и формой, создав неожиданные инженерные конструкции.

DSC_1007

Труды Варвары Степановнойко 120-летнему юбилею которой приурочена выставка, можно найти в сравнительно меньшем количестве, нежели произведения ее спутника жизни. По словам современников, несмотря на ее значительный вклад в развитие их творчества с Родченко, она всегда оставалась в тени. Однако именно она была первым вдохновителем, зрителем и критиком талантливого авангардиста. Не стоит забывать и том, что на ее хрупких плечах лежала и организаторская сторона их совместной деятельности.

«Степанова внесла и свою лепту, потому что она работала в абсолютно экспериментальной области живописи, как мы видим,  говорит Алла Луканова, куратор выставки.  Она предпочитала внепредметную область. Она писала людей, похожих на роботов, которые, очевидно, повторяют строение человеческой фигуры.

Живопись кончилась. Началось проектное творчество».

 DSC_1019

Как оно началось, так и продолжает существовать и функционировать. Оглянитесь: блочные здания, прямоуголные плоскости письменных столов, умные киоски или дизайнерские кубические стулья имеют место в жизни человека XXI века. А значит, задача, которую ставили перед собой Родченко и Степанова выполнена — будущее достигнуто. Революция совершена.

Текст: Кристина Бесстрашнова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ