«Жилец: история лондонского тумана» на фестивале немого кино Альфреда Хичкока

7 августа 2014, 23:03

О приятном вечере понедельника в сопровождении кино Хичкока и фортепианной музыки.

Вечер понедельника – время, когда после трудового дня хочется забыться дома на диване, и уж точно мало кто считает его подходящим для посещения культурных событий. Тем не менее, я отважно собралась идти в «Стрелку» на фестиваль немого кино Хичкока.

С 1 по 9 августа в Москве в институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» проходит фестиваль немого кино «Хичкок: девять неизвестных». Фестиваль организован Британским советом совместно с институтом в рамках перекрестного года культуры Великобритании и России 2014 (который, кстати, был отменен английской стороной в связи с событиями на Украине, но этот, уже готовый, проект решили все же реализовать). Каждый фестивальный день включает в себя показ одного из девяти немых фильмов Альфреда Хичкока, а также некую образовательную программу.

На кинофестивале "Хичкок: девять неизвестных"

На кинофестивале «Хичкок: девять неизвестных»

Фильмы, принявшие участие в московском фестивале, сняты Хичкоком в 20-х годах ХХ века и по праву считаются частью великих достижений британского немого кино. До недавнего времени просмотр полных версий привезенных в Москву фильмов был невозможен, но Британский институт кино провел колоссальную восстановительную работу, которая была реализована благодаря появлению новых цифровых технологий.

К слову, некоторые эксперты кино Хичкока называют звуковым, потому что, при отсутствии голосов героев, звук – музыкальное инструментальное сопровождение – все же присутствует, и поэтому называть такое кино «немым» им кажется не совсем правильным.

 

Я решила пойти на фестиваль 4 августа, потому что даже больше, чем посмотреть фильм, мне хотелось послушать фортепианную импровизацию, которая являлась частью образовательной программы фестиваля в этот день.  Джон Суини (известный британский композитор и аккомпаниатор немому кино) и Антон Беляев (музыкальный продюсер, полуфиналист проекта «Голос», а также основатель и фронтмен инди-группы TherrMaitz) в течение полутора часов виртуозно исполняли композиции в качестве аккомпанемента для трех немых фильмов (пока еще не Хичкока). Поражало то, что музыканты полностью импровизировали и практически выдумывали на ходу мелодии, которые удивительным образом подходили к происходящему на экране. Интересно, как восприятие немой кинокартины меняется в зависимости от музыки, которая его сопровождает. Игра завораживала, а вокруг только и слышны были удивленные и восторженные ахи публики. Интересно было понаблюдать и за разницей в стиле исполнения двух музыкантов. Музыку англичанина можно, пожалуй, назвать классической. Это именно то, что ожидаешь услышать, когда смотришь немое кино. Наш соотечественник, напротив, выбрал экспериментально-джазовую манеру исполнения, сочетание которой с фильмом на экране порой удивляло. Апогей происходящего наступил, когда оба музыканта исполнили общую импровизацию в 4 руки, оговорив при этом сложность подобной совместной фортепианной игры с малознакомым человеком. Что ж, если так, музыканты справились со своей задачей на «отлично». Несмотря на столь разные подходы к исполнению, им удалось звучать в едином стиле, а также настолько прочувствовать происходящее на экране, что зрители, не дождавшись окончания выступления, начали восторженно аплодировать.

Кадр из фильма  «Жилец: история лондонского тумана»

Кадр из фильма «Жилец: история лондонского тумана»

 

Затем, после длинного перерыва и толчеи в баре (зрителей, к слову, было очень много: опоздавшим пришлось стоять в проходах или располагаться на соседних крышах) и вступительного слова организаторов, начался фильм.

Смотрели мы «Жилец: история лондонского тумана». Скажу сразу, когда я узнала, что фильм длится без малого два часа, я забеспокоилась, что высидеть так долго будет тяжеловато, учитывая, что актеры не произнесут ни слова. Так вот, в конце я взяла свои слова обратно. Два часа пролетели незаметно, а картина оказалась очень увлекательной. Фильм 20-х годов, черно-белый, с примитивными (на наш современный взгляд) спецэффектами и сильно накрашенными актерами, таращащими глаза, смотрелся на одном дыхании. В какой-то момент я поймала себя на мысли, что меня не смущает ничто из вышеперечисленного. А еще я забыла о том, что все это время фильму аккомпанировали вживую — настолько гармонично это сочеталось. К слову, аккомпанировал все тот же Джон Суини, который за весь вечер в общей сложности провел за фортепьяно не менее трех часов.

Кадр из фильма  «Жилец: история лондонского тумана»

Кадр из фильма «Жилец: история лондонского тумана»

 

Ну и конечно, необходимо отметить саму режиссерскую работу гения саспенса Альфреда Хичкока, который, обладая мизерным (опять же, по современным меркам) набором подручных средств, сумел создать интересные спецэффекты и нагнетающую, тревожную атмосферу на протяжении всего фильма. Интересным оказался и сам сюжет: в течение двух часов зритель уверен, что таинственный новый жилец в доме одной лондонской семьи и есть серийный убийца, которого разыскивает полиция. События последних 10 минут удивляют и даже шокируют. Также удивительно было увидеть неожиданный хэппи-энд.

Открытая летняя площадка, приятный вечерний ветерок и улыбчивые люди, разумеется, добавили поводов назвать прошедший вечер приятным.

 

Текст: Наталья Каплунова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ