Симфонический оркестр Атланты прекратил двухмесячный локаут, договорившись с руководством о новом трудовом договоре. Однако количество музыкантов, играющих в ансамбле на постоянной основе, было сокращено до 77 человек.
В XVIII веке Моцарт мог похвастаться тем, что в исполнении его симфонии принимали участие 40 скрипачей. Берлиоз уже мечтал об оркестре из 467 музыкантов. Симфония №8 Густава Малера вошла в историю как «Симфония тысячи исполнителей» и стала одной из самых масштабных произведений в репертуаре классических концертов.
Однако в последние годы процесс экстенсивного роста ансамблей повернулся вспять. Несмотря на то, что Ассоциация британских оркестров отчиталась об увеличении зрителей более чем на 16%, консерватории продолжают испытывать финансовые трудности из-за снижения средней стоимости билета.
Уменьшение численности оркестра — один из способов существенно сократить затраты театра. В большинстве ансамблей артисты получают гарантированную плату за фиксированное количество спектаклей, хотя принимают участие далеко не во всех концертах. Кроме того, им отдельно оплачивают репетиции.
Именно поэтому руководство театров все чаще делает выбор в пользу более гибкой комплектации ансамбля: уменьшение количества постоянных музыкантов и более активное привлечение музыкантов-фрилансеров для масштабных постановок.
Дебаты по этому поводу недавно разразились в социальных сетях, после того как один из музыкантов Симфонического оркестра Атланты раскритиковал подобную практику: «Ансамблю нужны годы репетиций, чтобы достигнуть слаженного звучания. Приглашенные музыканты разрушают всю идею оркестра. Причем талант новоприбывшего только усугубляет ситуацию».
Однако в итоге локаут в очередной раз разрешился в пользу оптимизации бюджета и сокращений. Еще несколько лет назад, в оркестре Атланты на постоянной основе работали 95 музыкантов, к 2012 по разным причинам их осталось всего 88. По новому контракту количество исполнителей сократилось до 77.
Напоминаем, что два месяца назад Симфонический оркестр Атланты объявил об отмене концертов из-за невозможности договориться с музыкантами об условиях оплаты труда. В общей сложности было сорвано 17 выступлений.
С похожими проблемами столкнулись и другие театры: сокращён оркестр в Филадельфии, Детроите, Индианаполисе. Больше года продолжался локаут Миннесотского оркестра. Одним из самых громких скандалов стала забастовка в римской опере, из-за которой дирижеру Рикардо Мути пришлось одному выйти на сцену и сесть за рояль.