Выставка «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского»

20 июня 2014, 02:58

Государственный Музей имени Пушкина открывает, пожалуй, самую ожидаемую выставку этого лета, посвященную фламандской живописи XVII века и приуроченную к 20-летию заключения дипломатических отношений между Россией и княжеством Лихтенштейн.

Фламандская школа зародилась в XVII веке и стала одним из ответвлений в голландском искусстве, характеризующимся неповторимым национальным колоритом. Дело в том, что нахождение Нидерландов в подчинении Испании привело к возникновению революции, в результате которой произошел раскол на северную часть – Голландию и южную часть – Фландрию. Северные и Южные Нидерланды враждовали между собой, что послужило возникновению двух национальных школ искусства, выбравших свой независимый путь, — голландской и фламандской.

Во Фландрии главную роль в искусстве играли аристократы, дворянство и католическая церковь — они были главными заказчиками искусства. Этот факт сыграл не малую роль в становлении фламандской школы, в формировании корпуса тем. В целом, это очень эклектичное направление, в котором переплетаются дух итальянского и испанского Возрождения, христианские мотивы, нидерландская мифология и традиции. Напряжение эмоций, страсть, некоторая бравурность и помпезность в сочетании с жизнеутверждающим порывом характеризуют эту школу.

В центре внимания выставки – Питер Пауль Рубенс. 19 полотен отца-зачинателя фламандской школы, будут открывать выставку и одновременно являться ее ядром и основой. На творчество Рубенса большое влияние оказал его современник Микеланджело Меризи де Караваджо, большинство работ которого были пропитаны национальными мотивами. Художник  много писал для знатных особо, в том числе  для Марии Медичи. Но за что бы он ни взялся: портреты придворных особ или картины на мифологический сюжет, — везде чувствуется жизнеутверждающая сила, эмоциональность, превосходящая разум, все как будто пронизано движением и страстью. Созданные им образы с точностью передают эмоциональный накал стиля барокко, контраст реальности и иллюзии. Его Иисус  даже на кресте предстает атлетом, а Дева Мария очень походит на голландских девушек: пышная, голубоглазая, светловолосая.

Питер Пауль Рубенс. Портрет Клары Серены Рубенс, дочери художника. Ок. 1616

Питер Пауль Рубенс. Портрет Клары Серены Рубенс, дочери художника. Ок. 1616

Еще один не менее значимый представитель фламандской школы – Ван Дейк, один из самых знаменитых учеников Рубенса. Так же как и у учителя, ключевой сюжет его работ – мифы и христианские мотивы. Ван Дейка по праву называют мастером портретов: чаще всего это портреты богатых особ, изображенных величественно, богато и помпезно. Его называют главным портретистом Англии того времени, потому что, не желая конкурировать с Рубенсом, он долгое время работал при английском дворе.

Антонис ван Дейк. Портрет Марии де Тассис. Ок. 1629

Антонис ван Дейк. Портрет Марии де Тассис. Ок. 1629

Стоит уделить  внимание другому ученику и помощнику Рубенса — Якобу Йордансу. Главный источник вдохновения художника – жизнь обычных людей, крестьян, их быт, досуг и нравы. Античные сюжеты, к которым Йорданс тоже обращался, приобретают национальный характер. Художник изображает отнюдь не бедность и затхлость крестьянской рабочей жизни, а, напротив, идеализирует ее насыщенность, необузданность, свободу, разнообразие по сравнению с размеренной, вальяжной жизнью господ. Частый сюжет его полотен —  крестьянские пиршества и праздники.

Якоб Йорданс, Франс Снейдерс. Дары моря. 1640

Якоб Йорданс, Франс Снейдерс. Дары моря. 1640

Кроме портретов и бытовых тем, фламандская живопись прославилась и своими необычными  натюрмортами, многие из которых были написаны Франсом Снейдерсом. Его картины изобилуют изображениями убитой дичи, свежих фруктов, мяса. Картина «Дары моря» лучше всего характеризует творчество этого художника. Натюрморты выражают тщетность бытия, пресыщение, суету сует.

Особое место и уже иную нишу во фламандской живописи занимают Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель, работы которых также будут представлены на выставке.  Они отличаются большей либеральностью в темах, сюжетах и их преподнесении, даже некой иронией.

Ян Брейгель. Чувства слуха, осязания и вкуса 1618

Ян Брейгель. Чувства слуха, осязания и вкуса
1618

Отличается и манера написания.  В отличие от красочной помпезности фламандцев, у Питера Брейгеля, например, наоборот много эмоциональных и колористических тонов и зеленовато-серых оттенков. Работы Яна отличались него  преобладанием лесных стихий и нежным переливом цветов.

Фламандская живопись внесла новизну в историю искусства. Удачное применение световых эффектов, преобладание естественности и незаурядности сюжетов делает ее индивидуальной и неповторимой.

Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина 

Текст: Маргарита Шатохина, Юлия Лебедева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ