С 24 сентября по 9 апреля 2017 года музей Кроллер Мюллер в Оттерло, Нидерланды, представляет выставку «Ранний Ван Гог: работа против равнодушия».
Выставка демонстрирует, как в начале своей карьеры Винсент ван Гог учил сам себя переводить свое видение мира в изображения. В отличие от современников, таких как Исаак Израиль или Джордж Брейтнер, Ван Гог сосредотачивается не на жизни мегаполиса, но на «периферии» общества, на тех людях, которые должны тяжко трудиться, в мастерских или фермах, чтобы выжить. Ван Гог пытается искренне передать свое сочувствие к такому образу жизни. Или, как он сам описывает это в своем письме к брату Тео: «Я снова говорю это: работа против равнодушия – упорство не из легких. Но то, что просто, значит намного меньше».
Один из первых рисунков Ван Гога
Акцент в экспозиции сделан именно на рисунках, которые редко выставляют из-за чувствительности к свету. Эти рисунки невероятно точно отражают как Ван Гог боролся за мастерство техники, учился отразить объем и движение фигур. Более того, он не стремится к абсолютно реалистическому изображению, он ищет отражение «жизни», как она есть и рисует «неточности», которые более правдивы, чем «чистая истина». В экспликациях к рисункам приведены цитаты самого Ван Гога, взятые из его писем.
Оук ван дер Вуд, автор бестселлеров о Нидерландах XIX века и куратор музея Кроллер Мюллер с 1974 по 1981, ныне – приглашенный куратор выставки рисунков Ван Гога. Рисунки дополняют тексты писателя и фотографии Генри Берссенбрюгге (1873 — 1959), которые отражают необычный выбор Ван Гога, в контексте XIX века, в пользу жизни среди рабочего класса.
Текст: Катерина Гордеева