Новый сезон площадки «Старт» открылся выставкой Кати Гаркушко «Внутренняя география. Слои памяти», куратором которой стал Иван Исаев. Журнал «365» встретился с Катей и расспросили ее про работу, процесс подготовки к выставке и о полученном опыте.
Но обо всем по-порядку.
Площадка «Старт» расположена в подвале «Винзавода», что придает выставке атмосферу пещеры или убежища. Это идеальное место для тотальной инсталляции, посвященной археологии памяти, способности человека накапливать информацию и трансформироваться в процессе жизни.
Затемненное пространство, серые стены, напоминающие камень. На полу (на первый взгляд) песок. Много песка. Первое, что бросается в глаза — огромный шкаф в самом конце комнаты – архив с фотографиями. По пути к нему нужно пройти через «археологические раскопки», объекты из глинистой почвы и разрезанных фотографий, напоминающих кости древних животных. Эта метафора заставляет оглянуться и посмотреть на свою жизнь, осознать и почувствовать время, которое прошло.
В качестве основного материала для инсталляции ты используешь фотографии и глинистую почву. Как появилась идея такого необычного сочетания? Ведь ты не показываешь фотографии, как это принято..
Я занимаюсь фотографией давно, но в такой форме – инсталляций – начала работать с 2011 года. Мне хотелось экспериментировать с фотографическим медиа в различных сочетаниях материалов. Мое первое образование — инженер-технолог по художественной обработке материалов. Затем я поступила в ИПСИ, что привело меня к новым открытиям и переосмыслениям своих процессов. Это был очень важный период.
Идея работы с архивом появилась довольно давно, но я долго не могла выбрать подходящую форму. В один момент все сложилось словно пазл. Я ехала в машине, через поле, освещенное луной, и в этот момент в моей голове появилась картинка. Я увидела фотографии, которые, словно кости вымерших животных, лежат повсюду. Когда мы натыкаемся на изображение, попадаем в это поле «раскопок», разум, опираясь на личный опыт, достраивает ощущения и воспоминания. Именно так я и постаралась это передать.
Фотография позволяет нам осознать события, какие-то вещи в нашей жизни – в глобальном масштабе. Можно оглянуться на свою жизнь и увидеть взаимосвязи и пересечения, другими словами «внутреннюю географию». Потому что чистое фото само по себе – это момент, а здесь у каждого есть возможность увидеть свою жизнь в масштабе. Шкаф в конце комнаты — метафора памяти как хранилища воспоминаний. Фотографии разложены в хронологическом порядке — 6 ячеек в высоту, по 5 лет в каждой, то есть это архив из моих фотографий за почти 30 лет.
Материал между фотографиями – глинистая почва – символизирует плотность времени, а сами фотографии – выхваченные моменты.
Как ты занималась подготовкой к выставке? Как подбирала материал для работы?
Я исходила, в первую очередь, из экологичности и легкости, и мне хотелось создать единое пространство, в котором бы работала моя идея. Поэтому я выбрала натуральные материалы.
Когда я работала над архивом, пришлось пересмотреть все свои фотографии и выбрать 1000. Самое сложное – рассматривать снимки и не погружаться в воспоминания. Я старалась скользить сквозь этот поток всплывающих образов, перепросматривать какие-то моменты и оставлять их далеко позади. Удерживать внимание на процессе помогала музыка и аудиокниги.
На стенах представлены снимки из Google maps – это те места, с которыми связаны твои самые главные воспоминания?
Да, это скриншоты карт из Google maps. На них — важные для меня точки: город, где я родилась, дом, школа. Отмечая их, я заметила, что уже тогда моя жизнь была структурирована двумя – тремя местами. Вот здесь, например, образуется фигура – треугольник: дом-школа-художка. Снимки из Google maps — это единственное целое, в котором ландшафт меняется медленнее, чем наши внутренние процессы. Это своего рода объективный взгляд с высоты на происходящее.
Как твои родные и близкие отнеслись к такой идее — создание выставки с использованием архивных, семейных фото?
У меня не было цели уничтожать семейные фотографии, поэтому я просто пересняла их и напечатала копии. Когда я засыпала фотографии землей, символически это было похоже на похороны, тот момент, когда бросают ком земли на могилу и отпускают в другой мир. Можно сказать, я похоронила какую-то свою часть (оставила прошлое в прошлом). Это был очень мощный акт, очищающий.
Каких эмоций и реакций ты ожидала от зрителя, когда готовила эту выставку?
Я была сосредоточена на монтаже и даже не задумывалась о реакции. Мне было важно сделать все точно, именно так, как я хотела и как чувствовала. Уже после открытия выставки я стала расспрашивать зрителей, интересоваться их мнением. У меня есть книга отзывов, где очень много комментариев про осознанность, люди благодарят за атмосферу, за ощущения. Человек в этом пространстве начинает глобальнее ощущать собственные процессы. Все более актуальными становятся осознанность, внимательное отношение к себе, собственным процессам и к миру, в котором мы все как-то связаны. Ну, и я хотела бы напомнить, что всегда можно нажать или не нажать на кнопку фотоаппарата. Количество изображений в мире растет с бешеной скоростью. Хочется чтобы люди понимали важность этих процессов.
Насколько тебе было трудно организовать свою собственную выставку?
Когда я поняла, что это должна быть своего рода «пещера воспоминаний», мне сразу пришла идея реализовать ее на площадке «Винзавода». Куратору понравилась идея моего проекта. Я впервые чувствовала такую поддержку и заинтересованность, и я рада, что поработала с Ваней Исаевым, у нас много общих точек и пересечений. Спасибо команде Винзавода за возможность реализовать такой масштабный проект.
Что бы ты посоветовала молодым и творческим людям, кто боится реализовать свои идеи в искусстве?
Можно бояться и ничего не делать, а можно попробовать и посмотреть, что получится. В первом случае ты ничего не теряешь помимо упущенных возможностей. Во втором — получаешь новый опыт и реализацию.
Можно задать себе вопрос: что будет, если я это не сделаю? Если возникает ощущение досады — надо делать.
Всегда прислушивайтесь к себе.
До 8 декабря можно посетить персональную выставку Кати Гаркушко на Винзаводе, площадка Старт.
Фотографии предоставлены пресс-службой «Винзавода».