«Выезд из ССССР разрешить…»

12 ноября 2014, 12:27

Выставка, посвященная коллекционеру Георгию Костаки, открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу.

Георгий Костаки (1913-1990)– знаменитый собиратель русского авангарда первой и второй волны, в 1977 году выехавший за границу и подаривший значительную часть своей коллекции различным музеям, в числе которых – Третьяковская галерея. Неудивительно поэтому, что «костяк» выставки составляют живописные и графические произведения В.В.Кандинского, К.С. Малевича, С.Б.Никритина, Л. С. Поповой, К.Н.Редько, И.В.Клюна, П.Н.Филонова, М.З.Шагала, А.А.Экстер, А.Т.Зверева, Ф.Инфанте-Арана, Л.Е. Кропивницкого, О.Я.Рабина – и это далеко не полный список. О знакомстве с русским авангардом Костаки рассказывал: «Я был шокирован. Я был так удивлен, увидев такие работы… Когда я пришел домой, то поместил их рядом с голландской живописью. Я увидел, какая это разница! И в одно мгновение моя жизнь изменилась и словно открылись все окна и двери, вошло солнце. И я решил, что начну собирать авангард». По словам одного из кураторов выставки Ирины Прониной, на основе коллекции, собранной Костаки, хотелось представить зрителю энциклопедию русского авангарда, во всей полноте его развития, направлений.

IMG_8457 (1)Но, как отметила директор галереи Ирина Владимировна Лебедева, выставка в первую очередь посвящена не авангарду, а личности коллекционера, без которого русское искусство, скорей всего, лишилось бы очень многого: Костаки, обладавший удивительным чутьем, приобретал работы, которые его современники относили к «никому не нужному мусору»; многие произведения он спас от разрушения и уничтожения. Кроме того, его дом был местом, где молодые художники могли увидеть разорванную связь времен — познакомиться с произведениями русского авангарда, нигде более не выставлявшимися (на выставке это отражено в уникальных архивных фотографиях, сохранивших память о тех посещениях).

А.В. Лентулов. Пейзаж с воротами. Кисловодск. 1913. Холст, масло, бумажные наклейки. 102 x 99,5. Третьяковская галерея. Дар Г.Д. Костаки, 1977

Открывается еще одна грань личности Костаки – его собственное творчество. О том, как коллекционер стал писать картины, рассказала его дочь, Наталья Костаки: «Дом, где мы жили, был для других музеем, и 1977 год [год отъезда Г.Д.Костаки из СССР и передачи части коллекции музеям – Прим.ред.] был переломным для нас. Отец, когда передал коллекцию, начал сам писать и завешивать стены картинами, так как не мог уже жить с белыми стенами, с ними было так пустынно и тяжело…».

удальцова

Н.А. Удальцова. Гитара. Фуга. 1914. Холст, масло. 52,5 x 43. Третьяковская галерея. Дар Г.Д. Костаки, 1977

Очень многие художники, приходившие в гости к Георгию Костаки, давно стали известными. Их имена вписаны в историю русского искусства, картинам присвоены каталожные номера… И как правило, при анализе их работ – таких разных — мы забываем, что это был единый круг общения, забываем, через какую «плавильню» прошло большинство из художников. А когда с фотографий, запечатлевших «тусовки» у коллекционера, ты видишь улыбающихся Илью Кабакова, Франциско Инфантэ, Оскара Рабина, Дмитрия Плавинского, Владимира Вейсберга… — эта связь внутри художественного процесса становится ощутимой и зримой, а выставка из еще одной выставки русского авангарда, из выставки одной коллекции становится выставкой времени и эпохи.

филонов

П.Н. Филонов. Первая симфония Шостаковича. 1935. Бумага, масло. 102,5 x 69,3. Третьяковская галерея. Дар Г.Д. Костаки, 1977

Выставка проходит в здании Третьяковской галереи на Крымском валу и продлится с 12 ноября 2014 по 8 февраля 2015 г.

 

Текст: Ольга Менчукова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ