Георгий Костаки (1913-1990)– знаменитый собиратель русского авангарда первой и второй волны, в 1977 году выехавший за границу и подаривший значительную часть своей коллекции различным музеям, в числе которых – Третьяковская галерея. Неудивительно поэтому, что «костяк» выставки составляют живописные и графические произведения В.В.Кандинского, К.С. Малевича, С.Б.Никритина, Л. С. Поповой, К.Н.Редько, И.В.Клюна, П.Н.Филонова, М.З.Шагала, А.А.Экстер, А.Т.Зверева, Ф.Инфанте-Арана, Л.Е. Кропивницкого, О.Я.Рабина – и это далеко не полный список. О знакомстве с русским авангардом Костаки рассказывал: «Я был шокирован. Я был так удивлен, увидев такие работы… Когда я пришел домой, то поместил их рядом с голландской живописью. Я увидел, какая это разница! И в одно мгновение моя жизнь изменилась и словно открылись все окна и двери, вошло солнце. И я решил, что начну собирать авангард». По словам одного из кураторов выставки Ирины Прониной, на основе коллекции, собранной Костаки, хотелось представить зрителю энциклопедию русского авангарда, во всей полноте его развития, направлений.
Но, как отметила директор галереи Ирина Владимировна Лебедева, выставка в первую очередь посвящена не авангарду, а личности коллекционера, без которого русское искусство, скорей всего, лишилось бы очень многого: Костаки, обладавший удивительным чутьем, приобретал работы, которые его современники относили к «никому не нужному мусору»; многие произведения он спас от разрушения и уничтожения. Кроме того, его дом был местом, где молодые художники могли увидеть разорванную связь времен — познакомиться с произведениями русского авангарда, нигде более не выставлявшимися (на выставке это отражено в уникальных архивных фотографиях, сохранивших память о тех посещениях).
А.В. Лентулов. Пейзаж с воротами. Кисловодск. 1913. Холст, масло, бумажные наклейки. 102 x 99,5. Третьяковская галерея. Дар Г.Д. Костаки, 1977
Открывается еще одна грань личности Костаки – его собственное творчество. О том, как коллекционер стал писать картины, рассказала его дочь, Наталья Костаки: «Дом, где мы жили, был для других музеем, и 1977 год [год отъезда Г.Д.Костаки из СССР и передачи части коллекции музеям – Прим.ред.] был переломным для нас. Отец, когда передал коллекцию, начал сам писать и завешивать стены картинами, так как не мог уже жить с белыми стенами, с ними было так пустынно и тяжело…».
Н.А. Удальцова. Гитара. Фуга. 1914. Холст, масло. 52,5 x 43. Третьяковская галерея. Дар Г.Д. Костаки, 1977
Очень многие художники, приходившие в гости к Георгию Костаки, давно стали известными. Их имена вписаны в историю русского искусства, картинам присвоены каталожные номера… И как правило, при анализе их работ – таких разных — мы забываем, что это был единый круг общения, забываем, через какую «плавильню» прошло большинство из художников. А когда с фотографий, запечатлевших «тусовки» у коллекционера, ты видишь улыбающихся Илью Кабакова, Франциско Инфантэ, Оскара Рабина, Дмитрия Плавинского, Владимира Вейсберга… — эта связь внутри художественного процесса становится ощутимой и зримой, а выставка из еще одной выставки русского авангарда, из выставки одной коллекции становится выставкой времени и эпохи.
П.Н. Филонов. Первая симфония Шостаковича. 1935. Бумага, масло. 102,5 x 69,3. Третьяковская галерея. Дар Г.Д. Костаки, 1977
Выставка проходит в здании Третьяковской галереи на Крымском валу и продлится с 12 ноября 2014 по 8 февраля 2015 г.