Венецианская биеннале — крупнейшее в мире событие в области современного искусства. Она была учреждена в 1895 году с подачи консула Риккардо Сельватико как «Международная художественная выставка города Венеции». Свое название фестиваль получил не случайно. В переводе с итальянского биеннале (bis — дважды annuus — год) значит “двугодичник”. И действительно, эта всемирно известная выставка искусств проводится каждые 2 года с незначительными перерывами, привлекая огромное количество гостей.
Это грандиозное мероприятие привлекает не только любителей искусства, но и желающих полюбоваться красотами прекрасного города Венеция, который в дни проведения фестиваля преображается в некое особое место, где царит атмосфера эстетики и творчества. В преддверии открытия 56-й венецианской биеннале предлагаем вам вспомнить самые яркие и необычные инсталляции прошлых лет.
На 55-й венецианской биеннале знаменитый архитектор Заха Хадид представила свое творение под названием Arum Shell. В своей работе Заха Хадид воздала дань уважения немецкому проектировщику Фрею Отто. Он создавал эластичные конструкции, и его новаторские эксперименты в прочности этих конструкций и расчетах прочности оказали значительное влияние на последние работы Хадид. Эластичная стальная конструкция Arum Shell похожа на множество цветов, а алгоритмический расчет конструкции отдает должное достижениям Отто и элегантности его стиля.
На 54-й биеннале Микеланджело Пистолетто представил инсталляцию-перфоманс «22 меньше двух». Главным объектом стали зеркала, целый зал, увешанный ими. Раньше его фирменным приемом было печатать на зеркальной поверхности какое-либо изображение, так что зритель становился главным героем интерактивной картины. Смотрящий на работу отражался то рядом с павшими на колени папарацци с фотоаппаратами, нацеленными на него, как на звезду, то мог оказаться за решеткой, нанесенной на поверхность зеркала. В этот же раз зеркала пусты, и к ним был применен «перфоманс» — художник разбил их. Зеркала не желают отражать реальность, зрители смотрят не на себя, но в первую очередь на красивые сетки трещин. Зеркала демонстративно оформлены в золотые рамы, как картины, и та половина зеркал, что осталась целой, тем не менее тоже покрыта трещинами, отраженными из разбитых. Зеркало в зеркале – хорошая метафора нарциссизма, самолюбования творца, зацикленного на себе.
В преддверии 55-й венецианской биеннале американская художница Тара Сабкофф создала инсталляцию Future/Perfect с участием итальянского модного бренда «Marella» и голливудской звезды Милы Йовович.
Основными темами перфоманса стали жизнерадостность и воодушевление. Перед Милой была поставлена задача интерпретировать характер, который Тара определила, как «законченный потребитель». В своей стеклянной «клетке» Мила Йовович провела 6 часов. За это время она успела внимательно изучить интерьер, покрасоваться перед зеркалом, несколько раз переодеться и даже поплакать. Все это время по другую сторону стекла за ней наблюдали многочисленные зрители, папарацци и журналисты. Актриса не обращала на них никакого внимания: с внешним миром она общалась лишь через iPhone и iPad.
Завершился перформанс тем, что стеклянный домик стал заполняться коробками от вещей, заказанных в интернет-магазинах: одежды, электронных девайсов и предметов интерьера. Сначала звезда их с радостью распаковывала и рассматривала, а потом заявила: «Нет, это уж слишком! Не понимаю, как все это здесь оказалось! На самом деле мне не нужно столько всего!»
На 55-й венецианской биеннале был представлен проект художника Вадима Захарова «Даная». Он строился вокруг греческого мифа о Данае, когда Зевс проник к девушке в пещеру в виде золотого дождя, после чего у нее родился сын Персей. Художник обыграл проект следующим образом: в пещеру заходят только девушки, каждой выдают зонт и уже в пещере посетители видят золотой дождь из монет. На втором этаже ждут уже всех посетителей, и здесь начинается «мужская часть», где разворачивается перфоманс: мужчина сбрасывает сверху ореховую шелуху, как бы пародируя золотой денежный дождь и обесценивая его значение.
На 55-й биеннале был представлен проект Анатолия Журавлева «Черные дыры». Он состоял из множества миниатюрных портретов исторических персонажей ХХ века от Черчилля до Мадонны. Фотографии диаметром в сантиметр были вмонтированы в инсталляцию тут и там — в черные кляксы на стенах, в стеклянные шары, наполняющие инсталляционный зал. По словам художника, в лицо зрителя вглядывается сама человеческая история.
На 55-й биеннале греки решили прямо поговорить о своих проблемах — и сделали павильон о деньгах. Экспозиция состоит из трех комнат, в которых проецируется видео, и центрального круглого зала, где расположен архив из текстов и фотографий, посвященный истории альтернативных экономических систем. Назначение подобного архива понятно — это и критика современной системы, в которой все опирается на господство той или иной валюты, и любопытное исследование того, насколько подвижны представления людей о деньгах.
Центральный зал — почти что алтарь нестандартных экономических решений — окружен тремя видеоновеллами. У героя каждой истории особые отношения с деньгами. Здесь есть старушка в дорогом шелковом халате, живущая в квартире, набитой произведениями искусства. Она любовно гладит свои раритеты и перебирает каталоги аукционов, из которых сыплются хрустящие банкноты. Из банкнот старушка мастерит букеты-оригами и выбрасывает букет из «евроромашек» в мусорный бак, как только доделывает букет из «евролилий». Мусорный пакет с этими замысловатыми цветами находит африканский эмигрант, который собирает в тележку всякие железки в надежде их перепродать. Связующим звеном между ними становится преуспевающий художник, который приезжает в Афины за вдохновением. У него единственного не происходит непосредственного контакта с деньгами: найдя брошенную тележку с железками, он увозит ее, чтобы превратить в очередное произведение искусства.
Победителем 55-й венецианской биеннали стал павильон Анголы. Представленный там проект «Луанда. Энциклопедический город» — это фотографии из серии Found Not Taken Эдсона Шагаса, напечатанные в виде постеров и разложенные стопками на полу павильона. Отчасти это было сделано из стремления привнести интерактивности в инсталляцию (каждый посетитель на выходе из павильона имеет внушительную коллекцию постеров), отчасти из-за того, что у организаторов просто не хватило денег на печать каталога. Выставка устроена в унисон с основным проектом биеннале «Энциклопедический дворец», и на свой лад трактует заявленную тему. Отталкиваясь от не вполне очевидного утверждения о том, что если дворец претендует на энциклопедичность, то он превращается в город, кураторы павильона поставили знак равенства между урбанистической средой и энциклопедией, решили посмотреть на город как на каталог, где представлены не связанные объекты и структуры: дома из фанеры и плитки, потертые офисные стулья, двери, забитые картоном, пустые деревянные ящики, бутылки, металлические обломки, — словом, нагромождение хлама, вырванное фотографом из картины общей разрухи.
Энциклопедичность здесь становится, с одной стороны, возможностью беспристрастной фиксации городского контекста. С другой стороны — привносит какой-то стоический настрой, ведь надо быть сильным духом человеком, чтобы так последовательно и отчаянно находить эстетику в окружающем тебя полном распаде.
Текст: Марина Латышева