Всемирный день театра

27 марта 2015, 16:21

27 марта, во Всемирный день театра, мы хотим рассказать о нескольких постановках, раз и навсегда изменивших театральный мир.

«Медея» Еврипида

Постановка Ярославского театра юного зрителя

Постановка Ярославского театра юного зрителя

Древнегреческий драматург Еврипид привнес в театральное искусство много нового. Так, хор, традиционно игравший огромную роль в греческих пьесах, у него отходит на второй план, уступая место актерам. Кроме того, этот драматург создал новый женский образ — сильной, эмоциональной девушки, способной на многое ради своих чувств.

Например, Медея у Еврипида – волевая и страстная. Она была женой знаменитого Ясона, добывшего золотое руно (во многом благодаря хитрости и любви Медеи). Но спустя некоторое время Ясон полюбил другую – и месть Медеи оказалась страшна.

Именно в «Медее» Еврипид впервые показал на сцене влияние на судьбу человека не рока – беспощадной Судьбы, – а страсти. Он доказал, что не мойры вершат судьбы, а чувства – любовь, ненависть, безразличие. И это открытие изменило театр навсегда.

 «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка.

Постановка Киевской Национальной Музыкальной Академии, 2010 г.

Постановка Киевской Национальной Музыкальной Академии, 2010 г.

Трагическая история любви Орфея, величайшего в мире музыканта, и его жены Эвридики легла в основу множества драматургических произведений. Но среди них только одна опера. И она стала поворотным моментом в развитии всего оперного искусства.

К.В.Глюк сделал постановку оперы, подчиняющуюся драматическим законам. Для этого он отказался от условности в опере, — и она превратилась в нечто большее, чем просто красивое зрелище.

Премьера первой редакции состоялась 5 октября 1762 года. Публика не сразу оценила новаторство Глюка, несмотря на привычные элементы — альт-тенор исполнителя роли Орфея, наличие чисто декоративных ролей и традиционный хэппи-энд.

Однако импульс к изменению концепции оперы был дан – и уже в конце XVIII века она становится похожей на современную, где сочетаются вокальное мастерство и драматургия высокого уровня.

«Сильфида» Ж. Шнейцхоффера в постановке Ф.Тальони

Сильфида

История классического балета началась в эпоху романтизма, когда в моду вошли фантастические сюжеты.

В марте 1832 года состоялась премьера балета «Сильфида». В основе сюжета — рассказ о Сильфиде, духе воздуха, заставляющей крестьянина бросить невесту и уйти в лес вслед за ней.

Именно в этом балете танец впервые становится основным выразительным средством, окончательно вытеснив пантомиму. Мария Тальони, известнейшая балерина того времени, сыграла Сильфиду, и это стало ещё одной причиной оглушительного успеха балета.

Ещё одним открытием «Сильфиды» стал танец на пуантах. С этого времени пуанты и воздушная лёгкость движений – непременные атрибуты балетных танцоров.

«Чайка» А.П. Чехова

chayka

Постановка Рязанского театра драмы

 

А.П. Чехов не только великий русский писатель, но и драматург мирового значения. «Чайка» — первая пьеса, написанная по новой театральной системе, противостоящей классическому театру А.Н. Островского.

Новаторство Чехова-драматурга – в стремлении показать внутренний мир героев, в стремлении выйти за рамки наигранности и искусственности.

Премьера «Чайки» была освистана – зрители не смогли понять и принять ее: в ней не было особенного сюжета и интриги. Актёры, также не привыкшие к чеховскому подходу, просто «играли» текст, по привычке.

Уже позже и зрители, и критики поняли, что Чехов открыл по-настоящему новый театр – театр, в котором все действие разворачивается не в реальности, а в душе героя.

«Аякс» П.Селларса

Ajax_(Carstens)

Опечаленный Аякс

 

Сегодня театр переживает состояние, которое театроведы называют «постдраматическим». Режиссёры, с одной стороны, сбиваются с ног, чтобы показать публике нечто невиданное и небывалое, а с другой — современный театр вовсе не исключает интерес к классическому наследию.

Питер Селларс – один из наиболее ярких постановщиков современности, прославившийся новаторским подходом к интерпретации классических произведений.

Сначала его «Аякс», а затем и последующие постановки по классическим произведениям получили новое звучание благодаря обращению к животрепещущим проблемам современной жизни.

И поэтому для Селларса не составляет особого труда найти контакт со зрителем, для которого теперь становятся ближе Эсхил или Софокл.

Текст: Елена Мачула

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ