Возрождение историй о сверхъестественном. Самые интересные страшные рассказы

30 декабря 2014, 17:42

Роберту Эйкману, одному из величайших английских писателей жутких историй, исполнилось бы сто лет в 2014 году. Независимый издательский дом Faber&Faber отметил юбилей автора, переиздав несколько его сборников, среди которых «Холодная рука в моей руке», «Темные записи» и др. В наше время наблюдается возрождение интереса к рассказам о сверхъестественном.

Детскую писательницу Ричмал Кромптон сложно отнести к создателям историй о призраках, однако даже она не обошла стороной спиритизм и сверхъестественное в своей серии книг для детей «Именно Уильям». В одном памятном эпизоде герой, одиннадцатилетний мальчишка, решает сделать доброе дело для своей доверчивой кузины Милдред, любительницы оккультных наук, которая стремится к «получению духовных откровений». После полуночи Уильям услужливо ползет в ее спальню, надевает простыню и, шатаясь, появляется из тени. «О, говори», — умоляет кузина Милдред. Очевидно, речь была необходимой частью этого спектакля. Уильям начал размышлять, говорят ли призраки на английском или на своем собственном языке. Он склоняется к последнему предположению и твердо произносит: «Хонк. Йонк. Понк». У кузины перехватывает дыхание от удивления. Она горячо умоляет: «О, объясни нашей бедной человеческой речи эти сообщения».

lQbsbY7sShg

Кромптон, похоже, воспринимала свои рассказы об Уильяме как халтуру — только в Великобритании было продано 12 млн копий — и предпочитала, чтобы ее оценивали прежде всего как автора книг для взрослых. К последним относятся «Дом», роман о населенном призраками особняке, и «Туман», коллекция историй о призраках. Независимый издательский дом Sundial Press, который публикует работы таких забытых талантов, как Алан Манби, Теодор Паувис и Дэвид Гарнетт, возвращает к жизни истории Кромптон — более сдержанные и менее сознательно агрессивные, чем работы «матерых шокеров» Монтегю Джеймса, Элджернона Блэквуда или Артура Мейчена. В «Незнакомце» таинственный красивый молодой человек появляется в загородном доме и завораживает всех, в том числе подругу рассказчика, «любопытными длинными глазами» и ловкими прикосновениями к панфлейте. В «Гарри Лоримере» человек посещает друга в его загородном имении и обнаруживает, к своему ужасу, что его хозяин прошел через переселение души. Такое предположение возникает из-за несоответствия поведения друга его социальному положению: «Совершенно неожиданно я понял, что он имел в виду самую немыслимую грязь. Он, казалось, смаковал все непристойности, которых касался, как гурман».

Sundial Press также публикует «Из другого мира» и «Другие истории с привидениями» Розмари Тимберли. Тимберли была плодовитым писателем и редактором, но публиковала свои сверхъестественные истории только в журналах, газетах и альманахах. Роальд Даль был так впечатлен ее творчеством, что дважды включал ее истории в свою «Антологию жутких рассказов» 1983 г. Интерес Тимберли к человеческой стороне сверхъестественного явления делал ее рассказы сентиментальными и совсем не страшными, как изображение банды призрачных детей, которые предлагают утешение в скорби матери, или мертвецки пьяного отца, который несмотря ни на что спешит навестить свою дочь в больнице.

Robert_Ejkman__Raskrashennye_dyavoly

Тем не менее, коллекция рассказов Тимберли способна и удивить. «Гарри», ее шедевр, рассказ о матери, которая смотрит в ужасе, как воображаемый друг ее усыновленного ребенка появляется прямо перед ней. «Сны больше чем тени» вызывает в воображении густой туман психологического страха, когда женщина бросает мужа и ребенка ради любви к зловещей фигуре, которую она видит во снах.

Настоящая находка — «Свет бедных душ», семь историй от членов издательского коллектива Любопытных Рассказов, которые были написаны в честь столетия Роберта Эйкмана. Такие истории, как «Экзотическая танцовщица» Тома Флетчера о бывшем узнике Гуантанамо и «Злой дом» Элисона Мура, являются достаточно тревожными. Каждая из семи историй — независимо написанная, проиллюстрированная — прошла свой путь через странный ландшафт современного издательского дела.

ramsey-campbell00

Tartarus Press, маленькое издание Рэя Рассела и Розали Паркер из Йоркшир-Дейлс, популярно среди собирателей изданий сверхъестественной и жуткой фантастики. В Tartarus Press есть в наличии такие авторы, как Артур Мейчен, Лесли Хартли, Лафкадио Хирн и др.

Современные писатели сверхъестественного и странного менее известны широкой публике, однако пропустить роман «Лони» Эндрю Майкла Харли просто невозможно. Это одновременно грустная комедия на британский манер и страшная история о том, как рассказчик и его немой старший брат заблудились и оказались среди селян, которые, проще говоря, не идут в ногу с последними достижениями религиозной мысли.

Харли не просто красиво пишет, но и, следуя таланту Эйкмана, до последнего не сообщает читателю, что происходит — так что действие его книги движется вперед украдкой через утолщение тумана внушения, намека, юмора и страха. Современные классики жанра ужасов — редкость, авторы-однодневки — встречаются еще реже; автор же «Лони» может стать как одним, так и другим. Время покажет.

Текст: Анастасия Белоносова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ