Вильям Валькот: особняк Гутхейля

11 июня 2015, 11:00

Сегодня в рубрике «Архитектурная Москва» мы расскажем вам об особняке Гутхейля архитектора Вильяма Валькота.

Пройдя вниз по Волхонке мимо Храма Христа Спасителя и свернув на Пречистенскую улицу, мы почти сразу попадаем к трем интересным зданиям эпохи модерна. Два из них выполнены архитектором, который уже встречался на наших страницах. Помните, в статье о Кекушеве говорилось про подпись «W.W.» под мозаикой его особняка? А в статье о гостинице «Метрополь» мы писали, что в самом начале, хоть Кекушев и выиграл конкурс, проектирование отдали молодому и почти неизвестному тогда архитектору? Да-да, аббревиатура «W.W.» — это ни что иное, как имя «William Walcot» — русского архитектора с британскими корнями.

Вильям Валькот (в некоторых источниках его имя пишут как «Уильям Уолкот»), родился в 70-х годах XIX века в пригороде Одессы в смешанной шотландско-русской семье. Детство провел в Европе и Южной Африке. В 17 лет вернулся в Санкт-Петербург и поступил в Императорскую Академию Художеств. Продолжил образование в Париже. После Парижа работал в мастерских Саввы Мамонтова. Отработав в Москве более 10 лет, Валькот вернулся на свою историческую родину — в Англию. На родине с заказами и проектами не вышло, но зато Вильям Валькот стал непревзойденным художником-графиком и талантливым художником архитектурного пейзажа. Его многочисленные публикации в модных изданиях того времени, как в России, так и на родине, внесли большой вклад в развитие модерна и будущих архитектурных стилей. Его творчество оставило след в умах юных архитекторов, в чьи руки попали его опубликованные, но не реализованные идеи.

Одна из самых знаменательных построек Валькота, это уже упомянутый отель «Метрополь», работа над которым соединила под одной крышей таких мэтров, как Врубель, Кекушев, Валькот и других. Об отеле мы рассказывали в предыдущей статье, поэтому мы вернемся к тем самым домам на Пречистенке, а именно к особняку Гутхейля.

В.Ф. Валькот. Эскиз особняка К.А. Гутхейля

В.Ф. Валькот. Эскиз особняка К.А. Гутхейля

В те времена в Москве было модно покупать участки и строить готовые особняки «под ключ» для будущих владельцев. Они отражали интересные задумки авторов, их стили, вкусы, взгляды на жизнь, на архитектуру, на интерьер… Так и случилось с этим особняком. Место под него, а точнее обветшалую прошловековую усадьбу, выкупило московское торгово-строительное акционерное общество Якова Рекка и разделило на 8 участков. На одном из них и построили особняк из «семейства» модерн. Совсем не такой, как франко-бельгийский ажурный модерн Кекушева, более холодный, строгий, английский, с четкими вертикальными сечениями фасада.

Этот особняк уникален: в его отделке также есть и мотивы рококо, придающие этой небольшой постройке камерность и удивительное изящество. В отличие от других построек в стиле модерн, здание симметрично. Главный вход в особняк немного вынесен вперед, обрамлен порталом и украшен ризалитом (выступом, симметрично расположенным по обе стороны от главной оси здания). На арке портала над входной дверью расположилась и смотрит на прохожих изящная девушка-лорелея. Такие же девушки венчают декоративные композиции над тройными окнами боковых ризалитов.

1

Именно «головы» этих девушек Вильям Валькот хотел разместить на фасадах «Метрополя» так и назвав проект – «Женская головка», но то ли проект не понравилась Кекушеву, то ли еще что-то, но лишних женских голов на объекте так и не появилось. Фасад облицован сверкающей глазурованной розовой плиткой «кабанчиком» (нет, это не дикая лесная свинья, а вид раскладки плитки вдоль), на которой выделяются лепные панно, изображающие младенцев. Как и очертания орнаментов, так и дверные, и оконные проемы округлы. А вот по стеклянному навесному козырьку во французском стиле Ар Нуво — абсолютно несвойственному Валькоту —  можно определить, что заказчик все-таки влез в проект.

0_8b292_fec39f41_XL

По бокам особняка два больших симметричных помещения: зал и кабинет хозяина, за ними в глубине располагаются будуар хозяйки, гостиная и жилые комнаты. В центральном выступающем вперед помещении — холл, освещенный верхним светом. Главная тема интерьера стал ордер, квадратные колонны поддерживают антаблемент и ведут к порталу дверей в кабинет хозяина. Столовая отделана натуральным полированным камнем.

7c5f681569c2921931de6ba7c523ee42

Мы еще не упомянули, почему он все-таки называется «Особняк Гутхейля». Особняк купил этот самый «Гутхейль», Карл Александрович, сын основателя музыкально-издательской фирмы «А.Б. Гутхейль», имевшей множество магазинов и публиковавший самые знаменитые сочинения и произведения. После революции особняк национализировали и «добавили» в архитектурное наследие.

На сегодняшний день особняк занимает посольство Марокко.

Текст: Юлия Костина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ