36-летний Егор Плотников — выпускник Московского художественного института имени Сурикова, член Московского союза художников. С середины 90-х его работы принимали участие в выставках в Италии, Бельгии, Англии, Германии, США, Дании, Швеции и России. Его произведения хранятся в частных коллекциях России и других стран.
Проект «Незначительное» — это продолжение проблемы взаимодействия произведения с пространством выставочного зала. Первую выставку, посвященную данной теме, Егор провел в 2013 году под названиями «Большая прогулка» и «Случайные пейзажи. Автопортрет».
Сам мастер рассказывает, что идея работы с пространством зародилась у него совершенно спонтанно: «Шесть лет назад мы с женой переехали в мастерскую, в которой, среди оставшихся там вещей, была большая старинная золотая рама, — поделился Егор воспоминаниями с «365», — но этот прекрасный предмет со своей историей был никак не применим ни в быту, ни в творчестве. В мастерских художников всегда много таких вещей, зависших между музеем и помойкой. Я просто повесил раму на стену, и с тех пор обрамленная часть белой стены стала постоянно требовать какого-то наполнения, как правило, это были небольшие работы, совсем не по размеру рамы, но все, что попадало в обрамленное поле, начинало притягивать к себе особое внимание. Так постепенно родилась идея этой выставки».
Интересен также и выбор названия выставки. По словам Егора, на первый взгляд, сюжеты работ действительно предстают зрителю «незначительными», но, оказавшись в музейном пространстве, на периферии нашего восприятия, они побуждают нас задаться вопросом: а не упускаем ли мы что-то по-настоящему важное в этом «незначительном»?
Выставка «Незначительное» состоит из трех просторных залов, наполненных небольшими картинами природных пейзажей. Первое, что бросается в глаза, — это непропорциональные по размеру рамы, которые благодаря масштабному несоответствию начинают играть иную роль на выставке. Некоторые из них художник нашел сам, другие отдали друзья. Многие рамы Егору пришлось отреставрировать и укрепить, при этом, не устраняя их «старинность», которая задает им особую ценность и делает одними из центральных экспонатов на выставке, наравне с картинами. Однако, ни те, ни другие, не претендуют на звание самого главного объекта выставки. Но об этом чуть позже.
Все изображения художник выполнил с натуры либо фотографий. Как правило, это незатейливые фрагменты деревенских окрестностей, лесных опушек, березовых рощ и полей, без участия центральных объектов и каких-то историй. В понимании художника, пейзаж — это, в первую очередь, пространство, и пока оно не заполнено явлениями и событиями, мы его не замечаем. Холсты на выставке — лишь инструмент передачи послания. Главным героем являются белые стены музейного пространства. Именно они задают ощущение невесомости, неких облаков, по которым «плывут» рамы и картины, порой, сосуществуя порознь.
Но и на этом сюрпризы выставки не заканчиваются. Во всех трех залах, словно затаившись, присутствуют так называемые «зрители». Это небольшие, размером не превышающие ладони, фигуры человечков, сделанные из папье-маше. Три «зрителя» находятся в разных залах. «Зритель №1», заложив руки за спину, стоит напротив пустой рамы. Но при этом его тень падает ровно на ее середину, что и придает композиции глубокий смысл. Гипсовый человечек смотрит на свою тень, но возникает вопрос: его ли это тень? «Несмотря на то, что тень без человека не существует, в музейном контексте она, оказавшись внутри рамы, становится автопортретом», — поясняет Егор.
«Зритель №2» встречает посетителей выставки во втором зале, примостившись на краю большой рамы одной из картин. Его голова смотрит прямо, но напротив него пустая стена. Как нами уже было упомянуто, стены музея здесь являются частью выставки, поэтому пустая белая стена — не такая пустая, а, еще более наполненная, чем картины.
Третий «зритель» расположен на белой стене совершенно один. В отличие от своих коллег, он ни на что не опирается. «Мне кажется, откуда-то идет, — размышляет над своей работой Егор, — возможно, посмотреть на выставку? Вообще, эти «зрители» ведут себя довольно самостоятельно и перемещаются, как им вздумается».
В середине третьего зала находится композиция «На берегу», представляющая собой стоящих на импровизированной суше четырех фигурок людей. На противоположном «берегу» висит небольшая картина, на которой изображены фрагменты реки и камышей. Таким образом, если встать сзади человечков, можно проследить за траекторией их наблюдения. На вопрос корреспондента «365» о том, почему фигурок именно четыре, художник ответил: «Двое или трое людей могли привнести дополнительный сюжет в работу. Четыре человека рядом на берегу — это уже небольшое сообщество, но со слабыми внутренними связями, нежели у двух или трех людей. Я хотел просто дать им возможность, не отвлекаясь, смотреть на другой берег».
Таким образом, на выставке Егора Плотникова «незначительные» белые стены, пейзажные зарисовки, большие рамы и картонные фигуры людей сливаются в единое музейное пространство, доказывающее: ничто не незначительно, каждая деталь в искусстве занимает свою нишу.
Текст: Оксана Гандзюк