В ожидании авангарда

22 августа 2014, 17:16

Москва — огромный город. Каждая улица, каждый переулок рассказывает свою историю. И если захочется внести в свою жизнь немного авангарда, то стоит лишь выбрать правильный маршрут.

Кривоарбатский переулок выглядит напомаженной декорацией для роскошных машин и вечно спешащих москвичей. Здесь что-то строится, что-то обживается, красится, закрывается на кованые ворота и металлические двери. Выглядит довольно привычно. И ты, прогуливающийся по узким тротуарам, улавливаешь ритмы переулка, разгоняешься, отсчитываешь номера домов. Необходимо найти дом под номером десять. Под ним скрывается удивительный памятник архитектуры советского авангарда: дом Мельникова. Этот дом в форме двух врезающихся друг в друга цилиндров, образующих знак бесконечности, при желании можно было бы сделать символом города – ну чем вам не аллегория неустанного городского движения, ни на минуту не прекращающейся спешки. Вот дом номер 4, 6, 8 и… Старый деревянный забор, который скорее ожидаешь увидеть у бабушки в деревне, что в ста километрах от Москвы, но не в 20 минутах ходьбы от Кремля.

Дом_Мельникова_аксонометрияСквозь широкие щели виден объект поисков: измученное погодными условиями сооружение со знаменитыми окнами-сотами. Калитка закрыта. Перед домом трое: хрупкая пожилая женщина, похожая на наследницу дома Екатерину Каринскую – изящно выводит дымные клубы, двое других – охранники- с любопытством разглядывают меня из-за забора. В свою очередь отвечаю им не меньшим любопытством: спрашиваю, открыт ли дом-музей для посещения. Охранники отвечают отрицательно, окатывают порцией шуток. Я их уже не слышу: в момент мои планы на день рушатся. А виной тому непрекращающийся скандал между наследниками дома и государством: сколько частей дома кому принадлежит; что делать с проживающей в доме Каринской, если открывать музей; как сохранить архитектурный шедевр, нуждающийся в скором ремонте и десятки проблем в таком духе. Пока споры не прекращаются, а судебные тяжбы сменяют друг друга, желающим посмотреть на шедевр эпохи советского авангарда придётся подождать.

Мельников в своём доме (1)Но если вы, как и я, неизбежно настроились на авангард, то предлагаю вашему вниманию несколько достопримечательностей передового искусства начала 20-ого века. Берите с собой томики Маяковского и Хлебникова, закачивайте в плеер что-нибудь из Обухова и Вышнеградского и отправляйтесь нарушать все пространственно-временные законы в эпоху контрастных цветов, смелых форм и рваных ритмов.

По заверениям Google map всего в 16 минутах ходьбы от печально известного дома Мельникова расположилось здание Моссельпрома, расписанное по эскизам Александра Родченко с лозунгами Владимира Маяковского. Легко узнаваемые панно величайшего рекламщика советской эпохи были стёрты в тридцатые годы, когда здание, исторгнув из себя склады, магазины и бухгалтерские канторы, превратилось в жилой дом. Росписи были восстановлены в 1997 году, но с тех пор заметно поблекли и осыпались. Так что вам пригодиться включить воображение, чтобы понять, какое впечатление производил «первый советский небоскрёб» на жителей ушедшей Москвы.

Моссельпром«Должен каждый пролетарий посмотреть на планетарий» — следуя заявлениям главного рифмовещателя страны Советов отправляйтесь на Садово-Кудринскую д.5, чтобы увидеть здание, увенчанное параболическим куполом, которое будто скрывает своё земное происхождение. Построенный в 1928-1929 гг. по проекту архитекторов М.О. Барща и С.М. Синявского планетарий стал высочайшим образцом инженерной мысли и символом грядущего космического прорыва.

Планетарий

А если вам неминуемо хочется увидеть архитектурную постройку, спроектированную К. Мельниковым, то берите курс на «Марьину рощу». Ведь именно там находится одно из самых известных строений, выполненного архитектором — здание Бахметьевского гаража. Необычное пространственное решение — заслуга не только тонкого архитекторского плана Мельникова, но и В.Г. Шухова, которому принадлежит авторство металлической конструкции крыши.

Бахметьевский гаражНе поленитесь завершить свой авангардный день в Третьяковке на Крымском валу, разглядывая цветовые нервы эпохи, выполненные Малевичем, Петровым-Водкиным и Альтманом. Неспешно передвигайтесь по залам. Попытайтесь ощутить чувства художников: их необычную страсть к цвету, выражающему бескрайнюю надежду на яркое новое будущее.Надежда – вот, пожалуй, то чувство, которое пригодится нам в ожидании открытия дома Мельникова. Надежда на то, что наследники дома не будут ущемлены в своих правах, надежда на сохранение целостности уникальной обстановки дома и надежда на то, что дому не дадут молчаливо разваливаться пока длятся судебные тяжбы.

 

 

Текст: Елена Щедрина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ