Мультимедиа арт музей представит 23 и 24 сентября две выставки – Александра Родченко «Опыты для будущего» и «Группу ZERO: Гюнтер Юккер, Хайнц Мак, Отто Пине».
Русский авангард ХХ века – явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи, до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма. Александр Родченко – один из лучших креативщиков первой половины XX века, он стоял у истоков русского авангарда, он искал новые пути в дизайне, рекламе и искусстве. Художественное движение ZERO выступают продолжателями традиций и создателями новых проявлений авангарда, нового искусства, но уже в Германии и во второй половине XX века. Они диктовали новые художественные принципы, они одни из первых «очистили» искусство, следуя «квадрату» Малевича и обратились к столь популярным сейчас световым и технологическим инсталляциям. Открывают мир авангарда в начале своего развития и в точке максимума.
Александр Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей этого времени. Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография – все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, повсюду он открывал принципиально новые пути. МАММ в рамках программы «История России в фотографиях» представляет выставку фото Александра Родченко к 125-летию со дня рождения художника.
Начало 1920-х годов – «эпоха промежутка», пользуясь термином Виктора Шкловского, одного из лучших критиков и теоретиков того времени, момент, когда – пусть на короткое время, пусть иллюзорно – возник резонанс между художественным и социальным экспериментом. Именно в это время, в 1924 году, Александр Родченко, уже сложившийся и известный художник, поставивший в центр своей эстетики лозунг «Мы обязаны экспериментировать» , вторгается в фотографию. Результатом этого вторжения оказываются не только созданные им шедевры, вошедшие в классику мировой и российской фотографии, но и изменение представлений о природе фотографии и роли фотографа. В фотографию вносится проектное мышление. Она оказывается не только отражением действительности, но и становится способом визуальной презентации динамических мыслительных конструкций.
Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и другие приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии. Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца 1920-х годов, сколько на глубокой внутренней романтике, присущей ему еще в студенческие годы (достаточно вспомнить его удивительные письма-сказки, которые он писал Варваре Степановой в первые годы их знакомства). Это романтическое начало, заложенное в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал его отец, трансформировалось в мощное утопическое мышление Родченко-конструктивиста, верившего в возможность позитивного преображения мира и человека.

В 1920-е годы Родченко в каждой новой фотографической серии ставит новые задачи и создает манифесты о том, какой должна стать фотография и жизнь, преображенная конструктивистским художественным началом. В 1930-е, особенно в конце 1930-х, измученный критикой и травлей, он пытается анализировать и жизнь, и художественную практику, в том числе собственную, эволюция которой во многом определила сложившуюся позже эстетику социалистического реализма. Кстати, во всей истории русской фотографии первой половины ХХ века Александр Родченко – единственный, кто, благодаря своим печатным статьям и дневниковым записям, оставил уникальные свидетельства художественной рефлексии фотографа-мыслителя, осуществлявшего свое творчество сознательно.
Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: «Искусство – это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики…»
Александру Родченко, преданному друзьями и учениками, пережившему гонения и лишенному возможности работать и зарабатывать на жизнь, участвовать в выставках, исключенному из Союза художников, тяжело болевшему в последние годы жизни, повезло. У него была семья: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко, ее муж Николай Лаврентьев, внук Александр Лаврентьев и его семья. Небольшой, но очень сплоченный клан, заряженный творческой энергией. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. Работы Родченко заново узнал мир и его страна. С Александром Родченко мы открываем и изучаем историю русской фотографии, которую нельзя представить без его работ.
Проект создавался в сотрудничестве с Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем, Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственным центральным театральным музеем им. А.А. Бахрушина, Московским музеем современного искусства, Астраханской картинной галереей им. П.М. Догадина, Вятским областным художественным музеем им. В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородским государственным художественным музеем, Пермской государственной художественной галереей и частной коллекцией, Москва.

Гюнтер Юккер. Очаг. 1992
На западе же авангард также достаточно интенсивно развивался, можно сказать, что к последней четверти XX века художники пришли к тем формам, которые актуальны и по сей день. МАММ в рамках Дней Дюссельдорфа в Москве представляет выставку легендарного международного художественного движения ZERO. Это не первая выставка движения в России, в 2011 году музей впервые представил его итальянскую часть, а в нынешнюю экспозицию вошли работы немецких основателей движения — Гюнтера Юккера, Хайнца Мака и Отто Пине.
По окончании Второй мировой войны по всей Германии наблюдался небывалый всплеск художественной активности. Пережив ужас одной из самых страшных в истории человечества войн, художники, писатели, философы чувствовали необходимость переосмыслить трагедию, освободиться от наследия прошлого, возродить идеи модернизма и Баухауза, господствовавшие до прихода к власти нацистов.
Дюссельдорф, благодаря удачному расположению, близости к Парижу, Амстердаму, Антверпену, Брюсселю, стал одним из наиболее заметных интернациональных культурных и экономических центров послевоенной Европы.
Именно в Дюссельдорфе в 1957 году возникла группа Zero. У истоков ее основания стояли Отто Пине и Хайнц Мак, позже к ним присоединился Гюнтер Юккер. Ноль в названии группы не был символом отрицания. Он являлся точкой отсчета, точкой тишины и пустоты, в которой возникал новый, полный надежды и света мир.
К началу 60-х годов многие мировые художники и философы пришли к «нулевой отметке»: Морис Мерло-Понти рассуждал о «нулевом пространстве», Ролан Барт – о «нулевой степени письма», Ив Кляйн открыл выставку под названием «Пустота», а Джон Кейдж начал работать над музыкой тишины. В 1963 году появился манифест Отто Пине, Хайнца Мака и Гюнтера Юккера, он назывался «Zero – это тишина. Zero – это начало».
Выражением идей группы стали световые и кинетические инсталляции, объекты на стыке живописи и скульптуры, а также монохромные картины.
Участники группы находились в постоянном творческом контакте с ведущими европейскими и американскими художниками того времени: Ивом Кляйном, Лучо Фонтана, Пьеро Манзони, Жаном Тенгли, Марком Ротко и др. Представители международного художественного сообщества вели интенсивный диалог, выражавшийся в совместных выставках и других самых разнообразных формах сотрудничества.
Творчество группы соприкасалось с абстрактным экспрессионизмом, с оп-артом, новым реализмом, ситуационизмом, лэнд-артом и даже с поп-артом.
Группа Zero, часто принимала участие в различных архитектурных проектах: им заказывали роспись стен, отделку помещений, создание осветительных приборов и инсталляций. В то же время группа проводила персональные и групповые выставки по всему миру – от Амстердама, Милана Рима, до Лондона, Нью-Йорка и Филадельфии.
Несмотря на тесную связь между художниками, каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью и работал над собственными проектами.
Хайнц Мак экспериментировал с кинетическими возможностями света. Лейтмотивом его творчества являются его световые стелы, которые он располагал в нетронутых пространствах пустынь или открытом море. Часто публика могла познакомиться с ними только с помощью видео или фотографии.
Работы Гюнтера Юккера характеризуются отсутствием цвета, главенствующую роль во многих его работах играет гвоздь, по-своему отражающий свет и темноту. Самая известная серия Юккера, «Космическое ви́дение» (1961–1981), представляет собой вращающиеся круги, в которые в геометрическом порядке забиты гвозди, превращающиеся в светоотражатели. Они функционируют иначе, чем излучающие свет стелы Мака, но создают сходный эффект.
Пине, сочетавший художественное образование с философской подготовкой, был увлечен взаимодействием искусства и науки. Его работы отмечены особым чувством цвета, выделяются характерным почерком и формой.
В то же самое время художники группы Zero и их единомышленники всегда стремились к тому, что Гюнтер Юккер называл «миром, где искусство перестает быть делом одиночек, каковым оно является до сих пор».
23 сентября выставку в Мультимедиа Арт Музее, Москва откроют обер-бургомистр Дюссельдорфа Томас Гайзель и руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский.
Текст: Катерина Гордеева