У историков нет полной уверенности в том, чьи именно останки им удалось обнаружить, однако вероятность того, что найден именно скелет знаменитой дамы, запечатленной на одноименной картине Леонардо да Винчи, очень велика.
Причина сомнений кроется в недостаточно развитой технологии: методы, доступные современной науке, не позволяют с уверенностью заявить, кому принадлежат фрагменты костей. Из-за невозможности сравнить ДНК найденных останков с образцами ДНК потомков, личность Моны Лизы по-прежнему остается загадкой.
По словам профессора антропологии университета Болоньи Джорджо Группиони, ученые хотели отыскать череп и по нему воссоздать лицо покойной. «Однако, – заявил профессор, – нас ждала неудача, ничего не поделаешь».
Место захоронения женщины, предположительно послужившей моделью для полотна да Винчи, вскрыли в 2011 году: Лиза Герардини, жена купца Франческо дель Джокондо, была погребена под полом монастыря святой Урсулы во Флоренции. В открытой могиле обнаружились кости 12 человек. Дальнейшая археологическая экспертиза показала, что лишь одни останки в склепе датированы искомым временным периодом – серединой XVI века (по расчетам ученых, модель да Винчи скончалась приблизительно в это время; саму же картину мэтр написал около 1503-1505 года).
Склеп семейства Герардини, в котором покоились дети Моны Лизы, ученые вскрыли в 2013 году. Было обнаружено, что в ходе наводнения 1966 года останки скелетов очень пострадали, и использовать их для теста ДНК на данный момент не представляется возможным. Тем не менее, историки выражают надежду, что, по мере усовершенствования методов анализа ДНК, тайну личности изображенной на картине женщины все же удастся раскрыть.
Выдвигаются и другие версии относительно личности дамы: искусствоведы полагают, что, помимо донны Герардини, в кандидаты на Мону Лизу можно рассматривать таких исторических персон, как Бьянка Сфорца и Изабелла Неаполитанская. Есть также предположение, что на картине изображен мужчина – вероятнее всего, сам Леонардо или Джан Джакомо Капротти, бывший его подмастерьем.
Текст: Екатерина Майорова