Умберто Эко — возможность расплатиться словами

20 февраля 2016, 23:16

Из мира ушел итальянский писатель, семиотик и медиевист Умберто Эко. Ему было 84 года. Причину смерти семья не разглашает. «365» предлагает вспомнить самые известные, яркие и любимые его работы.

Как сообщает итальянская газета «La Repubblica», главный постмодернист XX века, философ, литературный критик, специалист по коммуникациям и массовой культуре Умберто Эко скончался в возрасте 84 лет. Он умер в собственном доме, в ночь с 19 на 20 февраля. «Умберто Эко ушел из жизни. Современная культура потеряла одного из самых важных своих деятелей. Нам всем будет не хватать его остроумного и глубокого взгляда на мир», – написали в газете. Эко специализировался на медиевистике в Туринском университете; впоследствии читал лекции по эстетике и теории культуры в Турине, Милане и Флоренции, а также в других европейских университетах. За свою жизнь он успел поработать на телевидении и вел авторскую колонку в газете «L’Espresso».

«365» сделал подборку из романов, монографий, очерков и статей известного итальянского интеллектуала.

«Имя розы»

Книга, прославившая Эко-писателя. Философско-детективный сюжет о тайнах средневекового монастыря, по словам самого автора, родился из его желания «отравить монаха». Книга полнится аллюзиями и реминисценциями, играет с читателем и увлекает того в свои сети. Многостраничный роман начинается отсылкой к «Евангелию от Иоанна», заканчивается загадочным латинским изречением, и держит в умственном напряжении на протяжении всего действия. Помимо этого, примечателен пародиями на Шерлока Холмса (наставник юного Адсона, брат Вильгельм, играет именно эту роль, применяя небезызвестный дедуктивный метод) и Борхеса (одиозный старец Хорхе).

Пару лет спустя, утомившись получать от восхищенных поклонников письма на тему «что хотел сказать автор?», Эко издает «Заметки на полях «Имени розы», в которых вскрывает бесчисленные пласты смыслов романа (что только оставляет к книге еще больше вопросов).

tnw800-Eco-Rosa-1000

«Дьявол – это не победа плоти. Дьявол – это высокомерие духа. Это верование без улыбки. Это истина, никогда не подвергающаяся сомнению».

«Маятник Фуко»

Три интеллигента в Милане, устав от издательских будней, решают сыграть во всемирный заговор. Постепенно – любимая литературная тропка Эко и прочих постмодернистов – игра настолько захватывает друзей, что ее все труднее отличить от реальности. Крестоносцы, масоны, каббала, алхимия и прочая эзотерика прилагаются. Роман, о котором Эко говорил: «Многие думают, я написал фантастический роман. Они глубоко ошибаются: он совершенно реалистический». Дэну Брауну и не снилось.

0098467_cover.cdr

«Посмотрим: Матфей, Лука, Марк и Иоанн – компания бездельников, собравшихся на тусовку, они устраивают соревнование, выдумывают главного героя, коротенько проговаривают сюжет – и вперед».

«Остров накануне»

XVII столетие, Тихий океан. Молодой дворянин заперт на заброшенном корабле. Сходя с ума от одиночества и ужаса, юноша вспоминает свой многолетний кошмар – выдуманного близнеца. Вскоре сотворенный голем обретает плоть и кровь: зловещий близнец воплощается в образе старика-иезуита. Тот, в свою очередь, убежден, что знает ключ к власти над временем и пространством. Книга о жизни, смерти, одиночестве, любви, и том, что нет тюрьмы хуже, чем собственная голова.cover

«Почти за все есть возможность расплатиться словами».

«Нулевой номер»

Последний роман писателя, холодно принятый критиками, посвящен современной мифологии. Завязка покажется знакомой многим любителям Эко: в миланской редакции маются очередные неудачники. Книга похожа на елку, украшенную бесконечной гирляндой цитат. На свой излюбленный вопрос «как, кем и зачем рождаются заговоры в век массовых коммуникаций?» Эко дает простые и короткие ответы: случайно; скучающими журналистами; ради политической пропаганды, – которые, конечно, ни на йоту не приближают читателя к настоящей разгадке.

img551_2

«Не столько новости делают газету, сколько газета создает новости».

«Как написать дипломную работу»

Настольная книга любого студента (и преподавателя!). Помимо практических советов, как написать неплохой научный текст и даже суметь получить от этого удовольствие, любопытна тем, что издана в «докомпьютерную эпоху» (а значит, вас ждут разделы об умелом обращении с печатной машинкой и принципах работы с бумажными каталогами).

Hsu-Thesis-Writing-Umberto-Eco-2-1200

«Не стройте из себя Пруста. Если фразы выходят слишком длинные, пишите как выходят, но потом члените. Не опасайтесь дважды повторить подлежащее. Избегайте местоимений и придаточных предложений».

«Шесть прогулок по литературным лесам»

Из шести лекций, которые Эко прочел студентам Гарварда, в результате вышла небольшая монография. Литература – лесная чаща, по которой читатель прогуливается посредством чтения, а Эко – местный Вергилий. Книга об отношениях литературы и жизни; автора, читателя и текста. Почему и как мы читаем? Зачем воспитывать в себе умение лениться и медлить? Что чему подражает: литература жизни, или жизнь литературе? За ответами идите в лес.

4

«Поскольку вымышленная среда куда уютнее естественной, мы пытаемся читать жизнь так, будто она тоже является художественным произведением».

«Роль читателя. Исследования по семиотике текста»

Сборник очерков и эссе. Ключевые слова: знаки, семантика, метафора, нарратив, риторика, идеология. Эко теоретизирует над треугольником «автор – читатель – текст» и постулирует вывод: любой текст, говорит он, моделирует свой тип идеального читателя.

I05 - 20000510 - ROME, ITALY : Undated file picture showing Italian writer Umberto Eco who has been awarded with the International Prince of Asturias Prize for Communication and Humanity on Wednsday, 10 May 2000. EPA PHOTO ANSA FILES

«Кларк Кент – это воплощение типичного среднего читателя, которого одолевают комплексы и презирают ближние. Идентифицируя себя с таким персона­жем, любой бухгалтер в любом американском городке может тайно питать надежду, что в один прекрасный день из кокона его обыденной личности может вылупиться сверхчеловек, способный искупить годы прозябания в по­средственности».

«Не надейтесь избавиться от книг!»

Беседа двух интеллектуалов, итальянского и французского: Умберто Эко полемизирует с Жан-Клодом Карьером о книгах, любви к книгам, судьбе книг. В результате получился живой и остроумный диалог, где серьезные темы сплетены с лирическими отступлениями. А вы знаете, почему Умберто Эко прочел «Войну и мир» в сорок лет, и как так вышло, что курицам понадобился целый век, чтобы научиться не переходить через улицу?

eko

«Книга – это как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь».

«Искусство и красота в средневековой эстетике»

Сборник искусствоведческо-философских статей об эстетических категориях в Средние века. Что и почему считали красивым такие именитые схоласты, как  Фома Аквинский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам и Альберт Великий? Эко излагает, как на протяжении долгого периода выкристаллизовывалось представление о достоинстве искусства, рассуждает о проблеме образца, символа и художественной формы.

9b590734d1aba2afca1b171a7c4d447d

«Средневековье – это культура, в которой жестокость, сладострастие и безбожие проявляются в открытую; в то же время благочестие становится своего рода ритуалом, люди твердо верят в Бога, его благодеяния и наказания, стремятся к достижению нравственных идеалов, которые тут же нарушают с поразительной легкостью и простосердечием. Эстетика сообразуется с этим принципом. Она постоянно твердит о том, что есть идеальная красота и к какому идеалу должно стремиться. Все остальное – случайные и временные отклонения».

«Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках»

Книга, выросшая из газетной колонки: в миланском журнале «L’Espresso» Эко вел одноименную рубрику. Статьи на самую разную тему объединены под одним заголовком. Название колонке досталось от спичек «Минерва» (Эко, будучи заядлым курильщиком, всегда держал под рукой коробок). Эко-газетный обозреватель одарен не меньше, чем Эко-писатель или Эко-философ: читателю расскажут о психологии городов, разрушении империй, публичном сквернословии, гипертексте и о том, какая гадость эта Пятая симфония!

migdal-15978

«Единственный способ подготовиться к смерти – это убедить себя, что все остальные мудаки».

Текст: Екатерина Майорова

 

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ