Трудности перелета: 5 секретов перевозки арт-объектов

10 июня 2015, 12:05

Разбираемся, как габаритные произведения искусства попадают на выставки.

В начале мая открылась 56-я Венецианская биеннале, в конце июня пройдет крупнейший комплекс выставочных мероприятий Арт Базель в Швейцарии. Павильоны, палатки, залы и миниатюрные киоски заполняются произведениями искусства. Антиквариат и современные инсталляции, гигантские и крохотные экспонаты самой различной формы — они все восхищают зрителей. Но мало кто задумывается, как происходит прибытие габаритных шедевров искусства на выставки. Мы готовы раскрыть секреты.

Секрет 1: осторожная перевозка

Сотни логистических компаний по всему миру специализируются на транспортировке произведений искусства. Это, например, Crown Fine Arts и Momart в Великобритании, Hasenkamp в Германии и американская Dietl. Представители этих компаний обеспечивают художникам, владельцам галерей и аукционных домов спокойный сон и отсутствие беспокойства за то, что какая-нибудь деталь произведения будет повреждена. И поверьте, это очень нелегкий труд. Мы знаем массу случаев и историй об утерянных, сломанных скульптурах, разрезанных картинах и деформированных инсталляциях. Так, ящик, в котором перевозили золотую скульптуру Дугласа Гордона, по прибытии в галерею оказался пуст. А грузовик аукционного дома, полный лотов, был угнан, пока водитель ходил за кофе.

Разумеется, под словом «ящик» не стоит понимать объект, сколоченный из досок. Произведения искусства транспортируются в специальных контейнерах, оборудованных датчиками наклона и противоударной системой. Картины же помещаются в трапециевидные конструкции из твердого пенопласта.

1291211438__zast_0002

Секрет 2: дополнительные затраты

Перемещение больших экспонатов может легко превратиться в масштабную логистическую операцию. Так, многотонные скульптуры Ричарда Сэра требуют немалых усилий грузчиков, крановщиков и целых команд строительных экспертов лишь для того, чтобы установить работы в музеях и арт-пространствах. В 2013 году перевозка концептуальной скульптуры Сантьяго Сьерры, состоящей из 40 кубических метров испанской земли, в берлинскую галерею KOW, запомнилась галеристу Александру Коху так: «Потные парни, несущие мешки грязи на верхние этажи галереи. Тогда пришлось укреплять потолок, чтобы выдержать этот «экспонат».

«Транспортный профессионализм» обходится музеям в немалые суммы. Доставка фотографии или картины из Цюриха в Лондон стоит около 500 евро в одну сторону. Морские перевозки занимают шесть недель и стоят относительно недорого, но авиа-перевозки дороже — перемещение большой скульптуры между Европой и Азией может обойтись в 30 000 евро туда и обратно. И да, цена не включает в себя страхование экспонатов.

Монтаж инсталляции Томаса Хиршхорна «Срез»

Монтаж инсталляции Томаса Хиршхорна «Срез»

Готовая инсталляция Томаса Хиршхорна «Срез»

Готовая инсталляция Томаса Хиршхорна «Срез»

Секрет 3: сделай сам

Не каждый может позволить себе транспортную команду и персонального наблюдателя. «Если вы не арт-звезда, доставка может стоить вам больше, чем само произведение искусства, так что должны быть альтернативные варианты перевозки», – говорит американский художник Джон фон Берген, который живет в Берлине и часто выставляется в Северной и Южной Америке. Мудрое решение «сделать самому» становится популярно среди развивающихся галеристов, дилеров, коллекционеров и художников, они возят работы даже в багажниках собственных автомобилей. Ярмарки искусств иногда отправляют произведения с помощью почтовых систем или международных курьеров. Наиболее смелые и отчаянные вынимают картины из рам, сворачивают и отправляют, раскатывая свое творение обратно уже в галерее.

painting-cart-in-action

Секрет 4: контрабанда

«И да, мы провозим работы контрабандным путем. Прячем коллажи в ручной клади, помещаем скульптуры в чемодан между нижним бельем», – шутит Александр Кох. Друг галериста при перевозке скульптуры «Мертвой звезды» канадского художника Мишеля де Бруа попал в службу безопасности аэропорта на пути к художественной ярмарке в Афинах. Работники транспортного узла опасались взрыва, так как произведение искусства представляло собой множество использованных батареек. Чтобы избежать проблем при перевозке, вопросов на таможне и возможных заявлений о контрабанде, Джон фон Берген разобрал скульптуру, которую сделал в США, – пистолет, состоящий из реальных и игрушечных частей — упаковав кусочки в багаж и назвав их «арт-материалом».

Инсталляция Клэр Морган "The Blues II"

Инсталляция Клэр Морган «The Blues II»

Секрет 5: высокие технологии

Пример фон Бергена указывает на еще одно явление – самым дешевым и простым вариантом перевозки произведений искусства являются сами художники. Один из деятелей искусства на биеннале в Марракеше в 2012 году пошел еще дальше – больше половины его работ были выполнены в сотрудничестве с местными ремесленниками. И проданы сразу же после выставки. Некоторые шедевры вообще не нуждаются в физической транспортировке: в последнее время, в связи с ростом высоких технологий, единственное, что нужно художнику, – билет на самолет, отель (или палатка) и доступ в Интернет. Электронное искусство иногда даже не требует подключения к Сети: видео-арт может быть привезен на флешке или DVD-диске.

Видео-инсталляция Сони Фальконе на биеннале в Санта-Крус

Видео-инсталляция Сони Фальконе на биеннале в Санта-Крус

Текст: Мария Гринфельдт

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ