В результате был проведен глубокий анализ художественной обстановки в России и выделены 7 основных тенденций. Кроме того, было выделено несколько «мастер-фигур» — важных авторов, активизирующих локальные сцены, или художников, чье влияние на ситуацию в стране выходит далеко за пределы их места жительства. Экспозиция поделена на 7 директорий, каждая из которых характеризует определенную тенденцию.
Начинается триеннале с транспаранта «Здесь вам не Москва», который использовали участники так называемых «монстраций» — демонстраций, не имеющих как такового политического подтекста. Надписи на транспарантах, как и лозунги на монстрациях весьма абсудрны, от чего акция становится еще более многозначительной.
Следующая работа, которая приковывает внимание — работа Ильгизара Хасанова «Женское. Мужское. Красное», передающая эстетику советской материальной культуры, – образы, навсегда закрепленные за послевоенными десятилетиями.
В директории под названием «Искусство действия» расположились работы активистского характера. Здесь и карикатуры на Pussy Riot Алексея Иорша, и графический репортаж Виктории Ломаско почти со всех оппозиционных митингов, протестных акций и волнений 2011-2012 годов. А творческое объединение «Наденька» высказало свое феминистское «фи» ручными вышивками на бытовом текстиле.
Поддержал тему исследовательско-активистский проект «Урбанфеминизм».
Директория «Верность месту» посвящена теме места и его восприятия в российской многокультурной среде. Здесь представлена работа Таус Махачевой «Путь объекта», где реплика картины Виктора Васнецова, солонка из позапрошлого века и традиционный дагестанский свадебный браслет дополняются конечностями висящих марионеток. Оригиналы кочуют из эпохи в эпоху, тогда как и они сами и их реплики утрачивают свои системные качества.
Работа Владимира Селезнева «Метрополис» также представлена в директории «Верность месту». Здесь автор репрезентирует миниатюру своего родного города Нижнего Тагила при помощи мусора.
В «Общем языке» художники, работающие с различными медиа апеллируют к темам, выходящим за рамки локального контекста – к коллективной памяти, искусственному разуму, окружающей среде. Группировка ЗИП представила проект «Школа 1,5 х 1,5», в котором посетителям предлагается изучить историю искусств на занятиях в школах «Ароматерапии и сочной живописи», «Коллективных действий и дискуссий», «Античного юмора и реализма» и других.
На триеннале присутствуют работы малоизвестных художников наряду с крупными представителями арт-сцены. В каждой директории представлены абсолютно разные по содержанию объекты, выполненные в разных техниках.
Андрей Мизиано, куратор Триеннале российского современного искусства, выставочный отдел Музея «Гараж»
Художники, представленные на Триеннале, работают в разных медиа. Подбор объектов производился не только по медиа, но и по содержанию — учитывался также общий контекст выставки, ее архитектура. Изначально не было цели показать, например, только живопись, или только работы на определенную тему. Кураторы шли от материала, с которым познакомились непосредственно на местах. Внутри директорий есть свои подтемы. Например, «Искусство действия» — это не только активизм, который также представлен не однообразно (это и акции, и графика, и текстиль), но и различные феминистские практики. Кроме того, мы включили в эту директорию работы художников, которые используют революционную риторику не для борьбы на улице, а для борьбы в искусстве, для создания ярких драйвовых образов, в том числе — образцов поведения. Аналогично — в каждой директории: представлены те арт-объекты, которые вкупе — все вместе — говорят зрителю больше, чем просто одна строчка названия.
Самыми крупными проектами весеннего выставочного сезона стали работы швейцарского художника Уго Рондиноне: инсталляция OUR MAGIC HOUR на крыше музея, а также длинная радужная стена. В течение двух месяцев дети с особенностями развития из девяти российских городов, согласившись помочь художнику, рисовали на фанерных панелях радугу. Для Уве радуга — это универсальный объект, символ разнообразия, радости жизни и гармонии. Художник призывает в своих работах отречься от страха перед неизвестностью и открыться чуду, которое способно настигнуть нас в любой момент.
Триеннале сопровождается серией мини-конференций, а также обширной публичной программой.
Текст: Инна Воробьева