Материал, собранный на экспозиции, очень разнообразен: «идеальные пары» — живописные произведения, которым были возвращены «родные» рамы; рамы, висящие на больших сетчатых щитах (благодаря нестандартному дизайну зритель может увидеть, как хранятся рамы и картины в запасниках галереи); костяные резные иконы и киоты; изящные рамки для фотографий фирмы Карла Фаберже – все это лишь малая часть представленного на выставке. А объединяют этот материал и не позволяют ему рассыпаться в массу несвязанных между собой иллюстраций идеи, заложенные в названии…
На выставке очень быстро убеждаешься в справедливости этих слов по отношению к художественной раме и приходишь к мысли: рамы зачастую – не меньшие шедевры, чем живописные полотна, которые они «оправляют». Эту мысль организаторы выставки подчеркивают, представляя в качестве экспонатов в том числе пустые рамы. И не важно, знакомы ли вам слова «прорезная резьба» и «мастичный декор» (хотя специалисты особо оценят научную работу, проделанную к выставке): красота и изысканность экспозиции – язык универсальный и доступный любому зрителю.
И все же любую оправу мы обычно воспринимаем не отдельно от драгоценного камня, а вместе с ним. Поэтому на выставке также много полотен, у которых сложились с рамами самые разные «отношения», подробно описанные в пояснениях рядом с полотнами. Рама может иметь стилистические переклички с картиной, как резная рама картины И.К. Айвазовского «Вход парусника в бухту»: завитки обрамления похожи на вьющиеся морские волны. Но часто рама играет более значимую роль, дополняя или подчеркивая смысл картины. Одним из таких примеров служит центральное полотно экспозиции — картина И.Е. Репина «Прием волостных старшин императором Александром III…», о которой нам рассказала Светлана Соловьева, научный сотрудник Третьяковской галереи: «В основе программы картины и рамы лежит идея величия многонациональной России под началом императорской власти. Рама поддерживает это утверждение: по всему периметру ее украшают гербы губерний, чередующиеся с характерным для этих областей орнаментом. А увенчивает раму большой герб Российской империи. Получается, что каждый герб губернии, являющийся самостоятельной единицей, тем не менее, входит в состав герба Российской империи…».
«Ответственными» за диалоги на выставке оказались не только картины и рамы, но и шире – старое и новое (XX—XXI в.) искусство и их различное понимание творческих целей и задач, в частности – роли рамы в произведении. Нужна ли рама? Если нужна, то зачем? Задаваясь этими вопросами, современные художники и шире – творцы – обыгрывают множество смыслов, которыми обросли рамы, или придают им новые значения. «Выйти за рамки» в произведении Виктора Пивоварова «Московская вечеринка»; рама как обозначение социального статуса и связанных с ним ограничений в мультфильме Федора Хитрука «Человек в рамке» (также экспонируемом на выставке); пустые рамы как символ уничтожения культуры на картине Григора Ханджяна «Посвящение художникам», рассказывающей о геноциде армянского народа и гибели художественного наследия в начале ХХ века… А в инсталляции Олега Кулика «Тибетские рамы» «драгоценным оправам» и вовсе отведена главная роль: светящиеся рамы двух висящих против друга зеркал создают нескончаемый коридор. Можно зайти и остановиться между зеркалами, а можно наблюдать за ними снаружи. Олег Кулик (уже представлявший эту инсталляцию годом ранее) так рассказывал о своей задумке: «Внутри [двух рам] – ад: яркий больничный свет, и ты видишь только себя…, не замечаешь ни мира, ни людей снаружи, ты зациклен на себе. А снаружи видна красивая бесконечность… На рамах – мантра Будды Мудрости: “Я рассеиваю неведение”. Резьба – застывший священный огонь… — рассеивает убеждение, что мир вертится вокруг твоего эго».
И все-таки, главный диалог, на который надеются организаторы — это диалог выставки со зрителем, который вряд ли останется равнодушным.
Выставка будет открыта до 30 ноября 2014 г. в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Желающие продолжить осмотр выставки в залах Главного здания Третьяковской галереи (самые известные картины оставили в постоянной экспозиции, снабдив подробными аннотациями) могут приобрести дополнительный билет стоимостью 50 рублей.