«Сырое/Вареное»: вкус и концепт современного искусства

13 июля 2016, 11:47

11 июля в ММОМА состоялось открытие выставки «Сырое/ Вареное» художественных работ студентов и выпускников Института «База». Отсылает название выставки нас к работам антрополога Клода Леви-Стросса и его одноименной книге, в частности, прямым олицетворением названия которой стала инсталляция из двух яиц на высоком пьедестале. На выставке работы студентов и уже состоявшихся художников-выпускников Института были помещены в одно пространство, создавая ощущение равенства и стирания ранговых границ. Куратор выставки Анатолий Феликсович Осмоловский пояснил нам весь замысел этого концепта, а именно важности самих работ, вне личности их создателей.

Bienale_BAZA

Ангелина Меренкова «Преграждение», 2016

«Я ставлю знак равенства в работах. Условно говоря, от первокурсников выбираются такие работы, которые выдерживают соревнование с опытными в изобразительном искусстве людьми», —  поясняет концепцию выставки Анатолий Осмоловский.

Достаточно было пройти пару раз по двум этажам выставки, чтобы осознать, насколько разрозненно и неоднозначно, на первый взгляд, понятие современного искусства. Когда один предмет становится цифровым окном в бытовую реальность в виде технологического взгляда на «Джоконду» через разные объективы, а бюсты политических деятелей являют собой намек на мыло-изготавливающие заводы разных стран и просто манят посетителей буквально почувствовать аромат мыльного изделия, понимаешь, что современное искусство – это вкус, актуальный взгляд и четкая концептуальность.

Алексей Спиренков. Серия "Мыло", 2016

Алексей Спиренков. Серия «Мыло», 2016

Среди выставленных работ невольно замечаешь путь творческого развития каждого художника, причем буквально – часть экспозиции посвящена глубокомысленным рисункам, которые, скорее, напоминают черновые варианты, выдают же их надписи на обратной стороне. Идея одной части работ всей выставки отсылает к структурности любого жизненного понятия или даже личности, как череды работ в виде парадигм, разбирающих психологические типы – от лжеца до офицера – по четкой структуре, как бы по ГОСТу. Смысл же другого этапа познания искусства направлен в сторону интровертной сути любого человека – его взгляду на мир через себя. Здесь же поднимается вопрос памяти и прошлого и их влияния на психологическое состояние в настоящем, как в работе из серии «Синдром здравого смысла» Янки Сметанины. В этих работах невинное понятие детства соединяется с жестокими реалиями и простыми человеческими пороками – так наблюдается «переедание» политической властью, тяга к забытью и даже то ли суицидальные наклонности, то ли небрежное отношение к жизни. К слову, в череде картин с детьми в недетских сюжетах невольно замечается тема смертных грехов человечества.

Bienale_BAZA_10

Янка Сметанина. Серия "Синдром здравого смысла", 2016

Янка Сметанина. Серия «Синдром здравого смысла», 2016

Художник Антон Кушаев и вовсе построил архитектурную композицию, которая напоминает строение человеческого скелета. Тем самым Кушаев хотел напомнить об архитектурной сущности всего пространства. «Мы все делаем жесты, строим вокруг себя подобие ограждения, расширяя пространство и одновременно окружая себя еще одним слоем архитектурной телесности», — отмечено в комментарии автора к своей работе. Многие произведения стали прямым олицетворением понятий структуры и пространства – на некоторых были изображены как бы разрезы, соединяющие разные взгляды на мир, а некоторые и просто были представлены в виде коллажей или триптихов.

Антон Кушаев "Теплица", 2016

Антон Кушаев «Теплица», 2016

Слава Федоров "Теорема", 2016

Слава Федоров «Теорема», 2016

Да, с концептом все ясно – это одна из главных баз современного искусства, но, пройдя по некоторым скульптурным композициям, задумываешься, в какой мере важно само образование художника. Возможно ли иметь просто талант и идею, чтобы стать великим творцом-концептуалистом? На этот вопрос также смог ответить куратор выставки Анатолий Феликсович Осмоловский.

«Художник начинающий — студент, первокурсник может сделать одну, две удачные работы, а основной массив его работ очень часто просто бывает сырым и недостаточно проработанным. Поэтому, когда идет разговор об обучении, мы в данном случае подразумеваем, что попадание в мишень должно быть наиболее кучно и прицельно. То есть следует выявлять у молодого начинающего художника какие-то позитивные моменты, которые можно развивать, а негативные — пытаться приглушать. Вот, собственно, чем занимается преподаватель.

У нас в «Базе» каждые две недели проходят внутренние выставки, на которых идет жесткое обсуждение работ. Какие-то работы не принимаются, некоторые студенты не выдерживают этой критики и уходят, потому что им говорится в лицо, что из себя представляют их работы, не они сами. Поэтому основная задача преподавателя, как в опере, — поставить голос (а это очень сложно, его можно сорвать, сломать – Прим. Анатолия Осмоловского), в изобразительном искусстве – выявить у молодого человека те аспекты, которые в нем позитивно могут развиваться. Это такая линия, которая в итоге может привести к более-менее достойным результатам».

Александр Плюснин Nike Air Max Men, 2016

Александр Плюснин Nike Air Max Men, 2016

Ясен вопрос относительно направленности искусства и его постижения, но как вообще можно оценить такое разноплановое понятие, по каким критериям, когда границы стали так широки?

«Существует такое мнение, что в искусстве критериев не существует – это абсолютно ложное утверждение, — поясняет Осмоловский. – Основной критерий в современном искусстве – это оригинальность. Это некое произведение, в котором работает все и сразу. Вот вы смотрите на произведение искусства, и оно сразу же становится понятным – о чем это, зачем и почему. Например, в данном выставочном зале работа Ирины Петраковой – это работа, в которой работает все и сразу. Ее произведение – это железный забор с колючей проволокой, который ограждает неизвестно что. Называется оно так — «За этим забором могла бы быть моя работа». В произведении искусства должно работать все и сразу, одновременно и максимально информативно, оно не требует никакого комментария».

Ирина Петракова

Ирина Петракова «За этим забором могла бы быть моя работа», 2016

Также куратор выставки добавляет, что произведение Ирины Петраковой является центром и осью выставки, а также предлагает обратить особое внимание на такие работы, как кроссовки в пластилине, так как «она странная», человеческие кости в мебели, обои в проходе с инфантильной графикой, «преграждение» с большой буквой «С» Меренковой Ангелины и цифровая «Джоконда» во всех тонах, что существуют в интернете. И в целом, обойдя этот поток визуальной трактовки мыслей и ощущений жизненных моментов, а также выслушав обоснования цели искусства, понимаешь – в творчестве важны четкая структура в идее, полный хаос в доверии к потоку образов в голове и устойчивость перед окружением и собственным эго – восхваленным или самокритичным.

Текст: Евгений Дергунов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ