Студенты ГИТИСа раскрывают свои представления о театре

13 июля 2015, 15:48

Артистическая богема, приоткрывшая для себя двери ГИТИСа, поделилась своими мыслями о сущности актерского ремесла.

В городе бесконечных бульваров и площадей, снующих студентов, искусства, спрятанного в европеизированных кварталах, потерянных интеллигентов и откликающейся на любой звук времени молодежи есть сплетенная божественным таинством паутина вдохновения. Паутина изображений. Запахов. Ритмов. Слов. Людей.

Случайно возникшая вспышка — это синтез звучащего города и обостренной мысли. Как тяжело бывает рождение вспышки, как легко дается ее утрата и эмоциональная тишина. И несмотря ни на что творцов вспышки все больше, и они непредсказуемые явления, ничем не обусловленные, вневременные и фантасмагорические.

В своих поисках таких личностей искатель-невидимка, зритель с большими кристальными глазами, видит, как молодежь сгущает вокруг себя сложным облаком мир искусства. Молодые и пытливые как было и раньше, как и теперь притягивают к себе заинтересованных, горящих, гениально-одиноких в свои союзы. Стремление к объединению и массовости всегда усиливается, оставляя пустынные горизонты души отдельного искателя. Потому каждый и всякий ищет вдохновение. При чем такого, которое может прийти в одиночестве и в массах.

Творческий порядок

Творческий порядок

Поговорим об искусстве

Когда двери шумного бара открываются для июльских посетителей, бокалы полны вином и строчки Рембо «в семнадцать лет серьезность не к лицу» затуманивают головы, а травы пахнут страстью на губах, теплится живой возглас: «Поговорим об искусстве!».

Венецианская лампа в кафе гаснет и свет может струиться только через уста и слова. И среди компании юных журналистов, философов, музыкантов и актеров право светить берут на себя именно служители театра. Они укутывают людскую тишину в свои объятья, и с потаенной нежностью зажигают свет. Свет чувства и слова. Глаза их собеседников смотрят с некой осторожностью.

— Зачем, спрашивается, начинать беседу с них? Опять о театре?

— Совсем не о театре, а о вдохновении.

Наш разговор будет похож на подбор ключей для огромного механизма, называемого театральной средой студентов.

Первая попытка включить лампу исходит от Кати. И золотые волосы ее, кажется, начинают превращаться в есенинскую осень, и речные глаза вспыхивают от каждой пробегающей мысли. Катя Копылова студентка 3 курса ГИТИСа мастерской С.В. Женовача начинает с описаний театральной жизни:

«Постоянная движуха, дикое желание спать, репетиции, ощущение бездействия при колоссальной усталости, иногда все раздражает, но после открывается двадцать пятое дыхание, и хочется творить, и если у ребят совпадают эти состояния, то что-то рождается и получается».

Театральный режиссёр Сергей Васильевич Женовач в интерпретации студентов

Театральный режиссёр Сергей Васильевич Женовач в интерпретации студентов

Скептический критик настойчиво перебивает: «И все же об искусствах! Как же у тебя есть время на поиски других творящих муз?» Вся молодость в одной залихватской фразе, но Катя противостоит:

«Конечно, есть! Откуда же еще черпать вдохновение. Музыка, литература, живопись кино. Теперь я уже поняла наверняка, что специфика актерской профессии — это отдавать, но при этом ты опустошаешься, поэтому необходимо где-то брать. Вдохновляют еще люди».

Однокурсница Кати Дарья Муреева поддерживает и замечает, что человек — это и есть воплощение искусства:

«Интересно посмотреть со стороны, как люди, не актеры, чувствуют литературу, которая им близка, театральное мастерство. И отсюда можно много каких-то актерских штук для себя найти».

Не сам за себя

Таинство, совершающееся за закрытыми дверями, вдруг начинает освещаться за нашим столом, и его уголки, и прощелины, и целый ансамбль искусств. Разговор заходит о «театральном патриотизме», о русской и иностранной школе.

Катя уверяет, что она вовсе не знаток в этом вопросе, но точно понимает ценность нового знания, заграничного понимания, передачи чувств:

«Видела некоторые потрясающие спектакли, из последних — «Ионеско. Сюита» французский Театр де ля Виль и «Махабхарата-Налачаритам» Центра сценических искусств Сидзуока. Но самый чудный спектакль, на мой взгляд» — это «Симфония майского жука» Джеймса Тьерри».

Юные студенты ГИТИСа

Юные студенты ГИТИСа

Из череды эстетических разговоров и споров вдруг начинает проглядываться такая пикантная тема, как конкуренция в творческой среде. Искушенные журналисты зажигают свои фонари и рассуждают о том, что в театре многое напоминает борьбу за выживание, а не дорогу к прекрасному. Компания за нашим столом добродушно улыбается, хотя бы потому что будущих актеров из мастерской С.В. Женовача, наших собеседников, называют «самым милым курсом» в ГИТИСе.

Катя объясняет:

«Мне думается, что конкуренция не то слово, если внутри курса есть сплоченность и желание быть лучше всех, это хорошо. А если у каждого есть настрой: «Я сам за себя», то это уже проблематично. В конце концов, когда что-то не получается, лучше всего просто двигаться вперед, поменьше рефлексировать и больше работать, работать, работать…».

Нужно говорить правду

Беседа совсем переходит на привычные темы, и мы возвращаем ее к началу. Поиски ключей от такого самого механизма случайно удалили бушующую компанию от эфемерных рассуждений, не раскрыв тайну химического театрального дурмана. И когда самое время окунуться в споры о новых выставках, литературных вечерах, дурно написанных книгах, однокурсник девушек Дима Матвеев говорит с мужской легкостью причину всеобщей театральной влюбленности:

«В творческих профессиях очень важно быть честными и искренними во всем, без цинизма, без каких-то колкостей. Нужно говорить правду. Правду ту, которую чувствуешь».

Кредо

Кредо

Может быть, вопреки серости, озлобленности, жестокости мира, пошлости, рвущейся из экранов и умов, театр остается лампой? Причудливым, порой гаснущим, но источником света, чистоты и вдохновения. «Июльский вечер мне метет путь» и официанты закрывают двери ресторанчиков, и каждому снова и снова хочется вступить в колдовские двери к молодым актерам учебного театра и очистить души.

Текст: Ксения Луканова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ