Власть музыки порой безгранична, и скинуть ее оковы невозможно. Спектакль «С любимыми не расставайтесь» начинается с печальной мелодии композитора Фаустаса Латенаса, являющегося постоянным автором музыки к постановкам Римаса Туминаса. Скрипичный мотив из «Евгения Онегина» строит хрупкий мост между Мамоновским переулком и Арбатом. По переправе может пройти тот, кто видел прошлогодний шедевр Театра им.Е. Вахтангова. С первого такта музыкальной композиции сцену заполняют тоска по прошлому и грусть по мечтам, которым не суждено сбыться.
Впрочем, цветет он не только из-за мелодии – коробка сцены дышит свежестью: она покрыта ровным зеленым газоном, таким, какой по обыкновению бывает на детских площадках до того, как на них ступила нога малыша. Невольные ассоциации с Райским садом рассеиваются при созерцании подмосток: и тут, и там разбросаны предметы быта. Увидеть здесь можно и чугунную ванну с белой эмалью, и венские стулья орехового цвета, и ржавый велосипед, и раскладушку с серым потрепанным матрасом; есть и дикованные объекты – телефонная будка с красным аппаратом внутри и белый шар на постаменте – рядом с такими молодые пары обычно назначают место встречи в парке. Все эти предметы советского времени переносят зрителя из пространства идеального в мир земной, в вихрь городского быта, описанного Володиным в пьесе. И актеры вторят интерьеру: девушки одеты в легкие платья из хлопка с набивным рисунком, героини постарше – в хлопковые халаты и длинные шерстяные кофты; молодые люди – в светлые брюки и разноцветные майки, мужчины средних лет – в костюмы.
Пасторальную картину разрушает лишь само действие: все эти люди – молодые и зрелые пришли в суд за разводом. Судья – женщина средних лет — восседает за столом в углу сцены. Чиновница одета по-деловому и поначалу кажется – насколько формален ее облик (волосы забраны в хвост, очки, белая рубашка, черная юбка ниже колен), настолько формально она относится к своей работе. Впечатление обманчиво. Героиня Виктории Верберг хоть и задает скупые, подчас ненужные, вопросы несчастным истцам и истицам, скрывает в себе большое, но совсем забытое чувство. Судья несчастна и одинока, от того она так проницательно воспринимает чужое несчастья, а за подчеркнутой четкостью утаивает и свои страдания, и свою отзывчивость к страданиям других.
Такие герои, искренние и не черствые, обычно занимают места в конторах на границе. Если все браки заключаются на небесах, то, наверное, на выходе из Эдема сидит вот такой персонаж: в закостенелой оболочке таится ранимая душа, которая никак не прорвется в мир окружающий, а если и прорвется – то только в компании белого вина. Сопереживать они горазды, но не способны запросто встать и сказать: «Вы что творите, господа-товарищи?!». Но что взять с пограничника.
В очереди за паспортами стоит целая вереница людей. Генриетта Яновская выстроила целый парад маленьких жизненных трагедий. Одни прожили четверть века и разводятся из-за иллюзорной первой любви, другие настолько друг к другу приросли, что один требует срочной ампутации, третьи – вообще сестры, не способные как терпеть друг друга, так и жить поодиночке. Все короткие истории решены в трагикомическом духе: зрители смеются в тот самый момент, когда их сердца, очевидно, рыдают. И все эти короткие истории – лирические отступления от настоящей драмы: развода Кати и Мити Лавровых (София Сливина и Евгений Волоцкий). Глупая ревность и пустые подозрения разрушают семью на глазах. На протяжении всего спектакля мы видим крещендо души героини: как от робкого пьяно она к концу представления громко взывает: «Я скучаю по тебе!».
Герои расстаются, и скитаются в своем одиночестве, пытаются найти замены (подделки) друг друга, маются. В финале музыка вырывается из окон в сопровождении криков. На место робких смычковых приходит целый оркестр. А тоска по прошлому превращается в отчаяние настоящего. И не ясно – потеряли ли герои друг друга навсегда. Или заново обрели.
Вы можете увидеть спектакль 8 ноября, 12 и 26 декабря.