Сокровища библиотечных хранилищ: что мы знаем о древних рукописях?

28 апреля 2015, 07:00

В 1563 году в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца. А 365mag.ru сегодня вспоминает те книги, что создавались до появления печатного станка. О пергамене, телячьей коже и «Хи Ро» — читайте в нашей статье.

Готовя материал, я долго не знала с чего начать – не хотелось писать расхожих фраз о том, что «бумажные книги — это круто, а «читалки» — не айс». Но, тем не менее, всё чаще в метро я вижу молодых людей с томиком Толстого, а не с айпадом. Конечно, почти наверняка, тот же самый айпад у него имеется в сумке, но с книгой молодой человек, на мой взгляд, выглядит интереснее.

Бумажные книги появились в России в середине XVI века, благодаря Ивану Фёдорову и Петру Мстиславцу. А задавались ли вы вопросом: что было до печатных книг? Наиболее просвещенные читатели ответят – пергаментные рукописи. И будут правы – или почти правы.

Несколько лет подряд я у меня была возможность заниматься в самом закрытом фонде рукописных книг в Москве, куда попадают даже не все дипломники. Рукописные книги – давняя любовь, увлечение с первого взгляда. Это можно понять, только когда сам первый раз прикасаешься к рукописи, например, XIII века – шершавые страницы, запах книги, и мысль, что до тебя эту книгу держал в руках монах-книжник восемь веков назад.

Ко дню первопечатников я открыла свои старые записи, лекции и блокноты и собрала самое интересное по рукописям всех стран и веков.

Венский Генезис, VI век

8. Венский Генезис. Сер. 6 в. Елеазар и Ребекка.

Венский Генезис

Эта рукопись – одна из первых сохранившихся раннехристианских рукописей. Её особенность, которая настолько крепко врезалась мне в память, что я помню это уже третий год после сдачи экзамена, – использование необычного материала для листов. Для листов рукописи (или, по-научному, для фолио), использовали телячью кожу. Кожа эта называлась пергамен (без «т» в окончании), и особенно ценился «девичий пергамен» — кожа эмбрионов коровы. После дубления пергамен красили в пурпур – носить этот цвет считалось исключительно императорской привилегией. На этот действительно по-царски выделанный фолио текст нанесен золотыми и серебряными чернилами.

Келлская книга, IX век

Book of Kells; Chi Rho, Beginning of Matthew copy

Келлская книга, Хи Ро

Рукопись создана кельтскими монахами примерно в 800 году. Однако, рукопись интересна не только своим происхождением. В традиции англо-ирландского искусства этого периода книги украшались очень пышно, начальные страницы Евангелии полностью заполнялись золотым орнаментом – в истории искусства это называется «ковровая страница». Примером такого фолио является так называемая «страница Хи Ро». В средневековых манускриптах греческие буквы χ — «хи» и ρ — «ро» часто использовались для аббревиатуры имени Христа.

Сакраментарий Дрого, IX век

50. Дрогон. 850 г. Инициал D - три Марии у гроба

Сакраментарий Дрого. Инициал D

Искусство Каролингов – так называла себя в IX веке династия франков, жившая на территории современной Франции – необычно своими пышными инициалами. Инициалы (заглавные буквы) часто содержали в себе целое предложение из главы, которую открывал этот инициал, или небольшую сценку. В инициале «D» изображена сцена из Нового Завета – «Три Марии у Гроба».

Хлудовская псалтырь, IX век

Была в средневековье интересная традиция украшения псалтырей. Псалтырь – Ветхозаветный сборник песен пророка Давида, по содержанию его можно назвать сборником библейской поэзии. А иллюстрировать поэзию – дело сложное: неоднозначные образы, обороты речи, часто просто непередаваемые переживания героев, которые могли описываться на двух страницах. Средневековый иллюстратор в этом случае стал рисовать много маленьких рисунков на полях – в искусствоведении такие рисунки называются «маргиналии». По характеру своему они могут быть и забавными, и грозными, и пугающими. В случае с Хлудовской псалтирью из Константинополя – скорее первый вариант. Например, вот эти пухлые человечки – апостолы на Евхаристии.

04

Хлудовская псалтырь

А эта сцена Крещения, где на Христа в голубой бочке (что означает Иордан) снисходит голубая трапеция (это Святой Дух).

___850___

Хлудовская псалтырь

А это сюжет «Иона во чреве китовом». Иона буквально находится внутри кита (с ушами и рыльцем). Этот милый буквализм и некоторая наивность – основные свойства иллюстраций в средневековых рукописях.

iona_i_kit_r

Хлудовская псалтырь

Остромирово Евангелие, XI век

ostr2

Остромирово Евангелие

Это Евангелие – одно из трех самых древних сохранившихся русских Евангелий. Помимо этого факта, оно интересно своими украшениями. Богослужебная книга (а Евангелие является таковым), не могла быть не украшена. Первые рукописи вообще отличаются особенной пышностью. В украшениях этой рукописи – миниатюрах, заставках (так называются прямоугольные рамки перед началом главы) мы видим самое настоящее золото, это были тончайшие листы драгоценного металла, накрепко склеенные с основой.

Евангелие Хитрово, XIV век

Для украшения рукописей на Руси привлекались и известные художники. Евангелие Хитрово – название по имени своего владельца – украшал сам Андрей Рублеёв, и этим сделал рукопись шедевром. Например, инициалы. Изображения фантастических птиц и зверей – это так называемый «балканский стиль».

Евангелие Хитрово

Евангелие Хитрово

Была еще одна традиция, которая зародилась в Византии – изображать на одном листе символы четырёх евангелистов – четырёх зверей (в истории искусства это называется «тетраморф»). Рублёв изобразил этих зверей: лев означал Марка, орёл – Иоанна, ангел – Матфея, и телец – Луку.

Евангелие Хитрово

Евангелие Хитрово

Южные рукописи XV-XVI веков

История развития стилей рукописной книги – тема отдельной статьи. В означенный период особенно интересны именно южные рукописи своим так называемым «балканским стилем». Это вплетенные друг в друга круги и яркие, чистые краски. Часто на полях изображались птицы, звери, даже пухлые младенцы с крыльями (так называемые «путти»). Эти рукописные книги еще очень мало изучены, хотя в библиотеках Москвы их лежит огромное количество. Рукописи этого периода необычны тем, что они – последнее появление рукописной книги, они – пик развития и совершенства этого искусства.

Южные рукописи XV-XVI веков

Южные рукописи XV-XVI веков

А это было действительно искусство – духовную книгу писал один человек, с постом и молитвой, он букву за буквой наносил на пергмен текст. Рукописи создавалась годами – и они бесценны и с художественной и с материальной точек зрения.

Когда в 1563 году первопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец запустили типографский станок – это событие стало зарёй нового этапа книжного искусства и закатом старой рукописной книги.

Текст: Мария Давиденко

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ