В этом году Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова привёз труппу Шотландского балета (Глазго). На сценах Театра Моссовета и Театрального центра «На Страстном» — шотландский балет, язык которого мало известен российскому зрителю. А между прочим, труппа Шотландского балета была создана ещё в 1957 году. Теперь это известная не только для публики Соединённого Королевства, но и для ценителей балетного искусства всего мира Шотландская национальная танцевальная компания. При этом на вопрос о национальной идентичности танца нынешний художественный руководитель труппы, Кристофер Хэмпсон отвечает на чистом благородном английском отрицательно. Нет ни шотландских, ни британских мотивов, но есть цель – рассказать что-то «новое» на «новом» языке танца. И «словарь» этого нового балетного логоса составляется как из классических жестов, так и из современных. На уровне контраста постмодерна и классики создаётся узор танца шотландской труппы.
Так, например, 4, 5, 6, 7 и 8 июля в театре Моссовета есть возможность лицезреть борьбу и единство в шотландской хореографии: зрителю будет представлены два одноактных балета «Силуэт» — в классической хореографии Кристофера Хэмпсон и «Лунный Пьеро», — в современной хореографии Глена Тетли. Имя последнего хореографа широко известно в балетном мире. Он в 1962 году отважился на постановку «Лунного Пьеро», балета уже ставшего каноном европейского балетного искусства. Если углубляться в историю, то премьера «Лунного Пьеро» состоялась ещё в 1912 году. Тогда это был танец, наполненный символами декаданса, со строго выстроенным сюжетом и стихами на немецком. Стихи остались, точнее «декламационное пение», которое — и не пение, и не чтение, а некое завораживающее и околдовывающее действо в гармонии с музыкой и танцем. Сюжет стал более абстрактным, знаки декаданса размылись. Глен Тетли привнёс собственной хореографией и режиссурой новое дыхание в историю «Лунного Пьеро». И на сцене Моссовета в эти июньские дни будет витать дух великого хореографа, ведь именно в его постановке «Лунный Пьеро» возрождается для нас, зрителей уже двадцать первого столетия.
Сквозь время Пьеро приходит к нам, он уже не такой, как сто лет назад, и не такой как пятьдесят, в той первой постановке Тетли. Хореография Лунного Пьеро уже стала классикой современного балета, и мы можем, не выезжая из Москвы и не путешествуя во времени, насладиться историей становления канонов современного балетного искусства. Роль Пьеро теперь исполняет солист балетной труппы Виктор Заралло. Работа, по его словам, не простая, требующая полного обнажения чувств. И действительно, Пьеро на протяжении всего спектакля переживает целый вихрь эмоциональных состояний, попадает в капкан собственных страстей, во власть ночи и роковой любви. Его танец — это метание среди собственных призраков, движения прерывисты, жесты иррациональны.
На контрасте – другой балет шотландской труппы, «Силуэт», с выстроенными линиями и позами, с классическими фигурами и па. Но в его рациональном оформлении эмоции остаются живыми, да и жесты современного балета оказываются не чуждыми. В плавных движениях танцоров возникают микроповороты бёдер, волны, не свойственные классическому балету. Само содержание балета абстрагировано от суетливости индивидуальных переживаний, оно рассказывает о человеке в целом, о многоликости «Я». У главных героев в белых костюмах есть как бы их тени, двойники – в чёрных платьях. Но не только в контрасте одежды, но и в чёрно-белой противоположности выстроено всё действо балета. Белое и чёрное как светлое и тёмное как явное и скрытое становятся визуальным выражением и оформлением эмоций «Силуэта».
На противопоставлении, не исключающем возможность слияния противоположностей как цветовой гаммы, так и хореографической, Кристофер Хэмпсон создаёт свой балет. На таком единстве и на такой борьбе он выстраивает работу и всей шотландской труппы. А она – многонациональна. Поэтому, как указывает Ив Муцо, танцующая на подмене главных женских партий Силуэта и Лунного Пьеро, эстонка по национальности, в Шотландской национальной компании создаётся пространство для обмена опытом представителей разных танцевальных школ всего балетного мира, возникает нечто «новое» в балете. И велика возможность преобразования этого «нового» в новую признанную школу балетного искусства.
Фото: Владимир Баранов