В своем творчестве Шарлотта Бронте показывала судьбы сильных женщин, не сломленных тяжелыми испытаниями судьбы. Часто романистку называют одной из основоположниц феминисткой литературы. Роль писательницы признавали многие авторы XX века. Вирджиния Вулф, например, посвятила романам Шарлотты Бронте следующие строки: «…наш восторг не иссякает на протяжении всей книги, он не позволяет ни на миг перевести дух, подумать, оторвать взгляд от страницы. Мы так поглощены, что всякое движение в комнате кажется нам происходящим там, в Йоркшире».
Шарлотта родилась в семье, богатой талантами, ведь произведения ее сестер Эмили и Энн также популярны и принадлежат золотому фонду мировой литературы. Девушки, которые провели большую часть жизни в йоркширской деревушке Хауор, поразили современников пониманием и знанием жизни, силой ее художественного осмысления.
Маленькие Бронте рано лишились матери, отец, сельский пастор, отправил их в школу Коуэн-Бридж для детей сельского духовенства. Тяжелые условия школы привели к смерти двух старших сестер – Мэри и Элизабет. Остальных детей забрали из этой школы, и они продолжили образование дома. Шарлотта оказалась старшей из дочерей, и отец отправил ее в частный пансион в соседнем городке Роухед. Несколько лет Шарлотта училась, а затем сама стала учительницей. Навещая сестер во время каникул, она старалась передать им как можно больше знаний. В 1842 году Шарлотта и Эмили отправились в Брюссель в пансион супругов Эже. Сестры, получив необходимые знания, мечтали открыть собственную школу. Вскоре Шарлотта и Эмили были вынуждены покинуть пансион и вернуться домой. Отъезд был мучительным для Шарлотты, полюбившей Константэна Эже. Она писала ему и из Англии, впоследствии письма были переданы потомками Эже Британской библиотеке. Затем они были напечатаны в сборнике «Любовные письма: два тысячелетия романов» (Love Letters: 2000 Years of Romance).
К литературному творчеству Шарлотта обратилась еще в детстве. Она сочиняла хронику вымышленной страны Энгрии. В ее детских творениях переплетены мотивы арабских сказок, Библии, «Оссиановых баллад» Дж. Макферсона, романов Вальтера Скотта и драм Уильяма Шекспира – всех книг, которые любила Шарлотта. Также ее работы включали мотивы ирландских саг, с которыми ее познакомил отец. Свои детские «Хроники» она называла «сагами». Повествование в них велось устами героев, участников событий. Часто ими были реальные исторические лица, например, герцог Веллингтон. Повлияли на нее и луддитские бунты, о которых она слышала не только из газет — ее отец принимал участие в защите фабрик от бунтующих рабочих. Описывающиеся в хрониках воображаемой Энгрии бунты навеяы этими детскими впечатлениями. Шарлотта также и талантливо рисовала и оформляла свои «саги» в виде небольших книг с иллюстрациями.
Роман был первые опубликован 1847 году и сразу заслужил популярность у читателей и положительные отклики критиков, одним из которых был Уильям Теккерей, которому Шарлотта посвятила второе издание.
Как и Джейн, Бронте работала гувернанткой. В 1839 году Шарлотта жила в богатой семье Сиджвик и воспитывала их детей. Бронте ненавидела эту работу, мучилась оттого, что ей приходилось тешить избалованных, не уважающих бедную гувернантку, детей. Вскоре она покинула нелюбимую работу. Суровая школа Джейн Эйр – Локвуд, также основана на опыте Бронте, на посещении школы для детей священнослужителей, где дети жили в условиях холода, недоедания и жестокой дисциплины. Мистер Броклхерст, директор Локвудской школы, также списан с реального человека – преподобного Уильяма Карус-Уилсона. Преподобный узнал себя в этом персонаже и пригрозил подать в суд на Бронте. Шарлотта написала ему извинения, которые даже дала разрешение опубликовать. Но Карус-Уилсон этого не сделал, с тех пор извинения считаются утерянными.
Образ Элен Бёрнс, подруги Джейн, которая умирает в Ловуде, был основан на судьбе старших сестер Шарлотты Марии и Элизабет, умерших из-за туберкулеза.
Вдохновением для истории Берты Мейсон, сумасшедшей жены Рочестера послужила история, услышанная Бронте при посещении Северного Йоркшира. Там она узнала, что 60 лет назад психически больная женщина была заключена на чердаке. В 2004 году владельцы дома обнаружили потайную лестницу, соединяющую чердак и первый этаж, аналогичную лестнице, описанной в романе.
Бронте писала роман во время ухода за ослепшим отцом. Ее отец Патрик перенес операцию по удалению катаракты, позже он снова обрел зрение. Не случайно мистер Рочестер слепнет в конце романа, но затем его зрение восстанавливается.
В детстве Бронте с братом Бренуэллом изготавливали крошечные книжки, которые называли «История молодых людей». Выдумкой Шарлотты был герцог Альфред Заморна, который был раздражительным, байроническим персонажем с незаконнорожденным ребенком. Из-за совпадения характеров, предполагают, что герцог мог стать прототипом образа мистера Рочестера.
Когда Джейн узнает, что Рочестер женат на Берте Мейсон, она уходит от него. В реальности не только брат Шарлотты имел дело с замужней женщиной, но и сама она была влюблена в женатого Константэна Эже.
«Джей Эйр» многократно экранизировали. Особенно стоит отметить фильм Франко Дзеффирелли 1996 года, в котором главную роль исполнила Шарлотта Генсбур. Последней постановкой романа стало кино 2011 года в главных ролях с Миа Васиковска и Майклом Фассбендером.
Роман «Учитель», написанный до «Джейн Эйр» был опубликован только после смерти писательницы. История учителя Уильяма Кримсворта, полюбившего свою ученицу Фрэнсис, вновь возвращает к истории любви самой Шарлотты. Но в произведении романистка дает своим героям счастливый конец.
«Шерли» — социальный роман Шарлотты Бронте. Параллельно с линией любовного треугольника, писательница повествует о луддитских бунтах 1812 — 1813 годах. В романе противостоят фабрикант Роберт Мур и ткач Уильям Феррен, который становится безработным. Главная героиня романа Шерли Килдар — свободолюбивая красивая аристократка, которая может быть весьма циничной. В романе Бронте дает и иной образ – это племянница пастора Кэролайн, в персонаже которой вновь видны биографические мотивы. Героиня воплощает типичный для XIX века образ скромной, робкой девушки.
Самым же личным романом является «Городок» («Вилетт»). Шарлотта пишет его после смерти сестер и братьев, он отличается меланхоличным настроением и пронизан грустью по ушедшей любви. Героиня романа Люси Сноу страдает из-за глубоких чувств к Полю Эмманюэлю. Даже действие произведения происходит в Брюсселе. Книга была настолько откровенна, что романистка запретила ее перевод на французский язык, чтобы не скомпрометировать Константэна Эже и его семью. Впервые в истории литературы Бронте изображает не платоническую, а плотскую любовь. Шарлотта Бронте дает столь мастерское описание внутренней жизни Люси, что позволяет признать «Городок» выдающимся психологическим романом XIX века.
В 1854 году, незадолго до своей смерти, Шарлотта начала писать новый роман «Эмма», но успела создать лишь двадцать страниц. Известны несколько продолжений романа. Например, в 2003 году вышла книга «Эмма Браун», написанная Клэр Бойлан.
Напоследок, хочется вспомнить цитаты из романов Шарлотты Бронте, которые через слова ее героинь, показываю взгляд писательницы на жизнь, любовь, общество:
«Когда нас бьют без причины, мы должны отвечать ударом на удар, и притом с такой силой, чтобы навсегда отучить людей бить нас».
«Уважай себя настолько, чтобы не отдавать всех сил души и сердца тому, кому они не нужны и в ком это вызвало бы только пренебрежение».
«Страшитесь сожалений…Сожаления отравляют жизнь».
«Если весь мир будет ненавидеть тебя и считать тебя дурной, но ты чиста перед собственной совестью, ты всегда найдешь друзей».
«Иногда одно слово может прозвучать теплее, чем множество слов».
Текст: Анна Кожеурова