В Европе 2016 год объявлен годом Иеронима Босха: со дня смерти нидерландского художника минуло ровным счетом 500 лет. В честь этого события в европейских музеях откроются выставки, вернисажи и экспозиции, посвященные его творчеству. 365mag.ru не остался в стороне и подготовил специальный материал о самых загадочных и таинственных художниках.
Иероним Босх – вернее, Ерун Антонисон ван Акен – появился на свет в середине XV века в голландском городе Хертогенбосе (там же и умер 9 августа 1516 года). Творчество Босха очень своеобразно как для глаз европейцев тех лет, так и для современного зрителя. Образный ряд его работ до сих пор не поддается сколь-нибудь точной расшифровке. Каждая картина – космос, населенный причудливыми созданиями.
Одно из самых известных полотен Босха – триптих «Искушение святого Антония» (1505 – 1506) – относится к зрелому периоду творчества. На алтарных створках изображены искушения, которым святой Антоний подвергается в египетской пустыне. Сюжет, широко распространенный в средневековом искусстве, Босх трактует в своей манере: в композиции нет традиционного разграничения на Рай и Ад. Демонами кишит все пространство картины. Фантастические создания: летучая рыба, птица в деревянных башмаках, безголовая утка, игрок на мандолине с кабаньим рылом, крылатый воин с головой из чертополоха – всё здесь исполнено особого смысла и тайной символики. Башмаки намекают на алхимию, крылатые рыбы – на черную магию и шабаши; чертополох – на первородный грех. Демоны и бесы бесконечно творят зло в мире, и весь мир есть искушение, противостоять которому можно лишь, как святой Антоний, несгибаемой силой духа.
Одилон Редон — французский живописец, график и декоратор с детства страдал приступами тревоги и тоски, был болезненно мнителен (а, возможно, и подвержен эпилептическим припадкам). Один из основателей символизма. Творчество делят на два этапа: «чёрный» и «цветной». На первом этапе Редона влечет тема человеческих кошмаров, страхов, засевших в подсознании. Это время графики. На втором этапе художник обращается к живописи и пишет воздушные, легкие, красочные работы. Впрочем, что бы Редон ни изображал, его манит мир скрытого, тайного, стоящего на границе сознательного и бессознательного. Мир, чьи образы — грёза и тайна, мечта, фантазия.
В картине «Плачущий паук» (1881) прослеживается неуверенность человека в том, что он есть такое, что он собой представляет. В процессе эволюции природа порождает причудливые и странные формы, некие гибриды, большинство которых нежизнеспособно. У зрителя невольно возникает вопрос: не есть ли сам человек неудачное, промежуточное создание, которому суждено бесславно погибнуть? Фантазию Редона подстёгивало и повально распространившееся в те годы увлечение микроскопом, под чьими линзами можно было разглядеть подобных «монстров».
Предвестник сюрреализма, итальянец, теоретик искусства и художник. Родоначальник метафизической живописи, который зачитывался трудами Ницше и увлекался аллегориями Бёклина. Художник проявлял интерес к загадочным символам, сновидениям, галлюцинациям и их толкованиям. Известен своими сериями пустынных городских видов, ирреальных и пугающих, а также натюрмортами, собранными из странных предметов.
В картине 1913 года «Неопределенность поэта» наблюдается типичное для художника переплетение растительных элементов с классической скульптурой и строгой геометрией архитектуры. Банановая связка – символ, имеющий сексуальную подоплеку: гроздь словно выходит из женского лона (или, напротив, только приближается к нему). Зрителя преследует отчетливое ощущение нереальности, странного зыбкого сна.
Бельгийский сюрреалист, создатель картин-ребусов, остроумных и в то же время таинственных. Секрет успеха в поразительной невозмутимости, с которой Магритт показывает набор предметов не менее странный, чем у де Кирико. Основной мотив творчества – обманчивость видимого, глубинная поэзия и магия, сокрытая в повседневности. Тайна повсюду: в людях, в предметах, в именах; она окружает нас, как воздух, но никогда не дается нам в руки. Для картин характерны мотивы зеркала, глаза, окна.
«Препятствие пустоты» (1965) – картина-квинтэссенция магического реализма: за реальностью скрыты еще слои, обычно ускользающие от взгляда. Деревья, девушка и лошадь заключаются в бесконечную круговерть, образы поглощают и накладываются друг на друга. Картина исполнена особого ритма: тела, кажущиеся вполне материальными, расщепляются, превращаясь в детали холста, и вновь собираются воедино.
Один из самых ярких австрийских экспрессионистов. Благодаря ему, радикально пересмотрена проблема изображения тела, которое начали воспринимать как субъект, а не объект. Мастер автопортрета — особое внимание в портрете уделял кистям рук, часто гипертрофированно большим и будто бы живущим собственной жизнью. Исследовал человеческую сексуальность: большой процент творчества – женские ню. Обвинялся в совращении несовершеннолетних.
«Мёртвая мать» (1910) – в картине прослеживаются сразу несколько направлений творческого поиска Шиле: отношения с матерью, темы рождения и смерти, страдания. Работа исполнена мистицизма и построена на контрасте: мертвая мать держит в костенеющих объятиях еще живое дитя, которое вскоре последует за ней в долину теней, и мгла сомкнется над ними. Цветовое решение композиции довольно лаконично и подчеркивает общую трагичность замысла.
Живописец из Норвегии, театральный декоратор и график. Экспрессионист. Мировоззрение и манера сформировались под влиянием скандинавских писателей-символистов. Проявлял интерес к темам одиночества и замкнутости, болезненного угасания, смерти. Полотнам Мунка присущи динамическая композиция, выразительный контурный рисунок, колористический диссонанс. Общее настроение работ трагично. Одна из основных тем – связь мужчины и женщины.
Картина из цикла «Фриз жизни» под названием «Вечер на улице Карла Юхана» (1892) показывает вечер на центральной магистрали Осло. Толпа людей движется зрителю навстречу. Их матовые белые лица пусты, безжизненны и похожи на маски. В слитное движение безликой толпы не попадает один-единственный человек – темная, закутанная в плащ фигура — альтер-эго самого художника. Атмосфера картины мрачная, тревожная.
Один из самых значительных и загадочных художников в русском искусстве (особенно в русском модерне). Стал олицетворением поэта-пророка и живым воплощением истории о Фаусте. Работал едва ли не во всех видах изобразительного искусства. Трагизм и героика произведений, мощное декоративное начало. Неоромантизм. В творчестве сильны кризисные настроения; видится предвестие распада, конца света. Одержимость образом Демона.
«Демон поверженный» (1902) – работа, за которой последовали госпитализация и длительное угасание Врубеля. Кристаллическая структура картины (характерная особенность кисти Врубеля) делает ее похожей на витраж. Диагональ тела Демона выступает на первый план. Пространство картины словно поглощает его в себя, сдавливает верхней и нижней рамами. В образе появляются стесненность и несвобода. Пылающий на фоне гор закат оттеняет великое и трагическое падение Демона.
Текст: Екатерина Майорова