Преступники изобретают разнообразные способы похищения произведений великих мастеров. Так, например, одна версия картины «Крик» Эдварда Мунка в 1994 году была украдена из Национальной галереи Норвегии всего за 50 секунд! Ровно столько времени понадобилось двум мужчинам для того, чтобы подняться по приставной лестнице, проникнуть в галерею через разбитое окно и вырезать полотно из рамы. Отметим, что другая версия картины, находившаяся в Музее Мунка, в августе 2004 года была похищена в результате вооружённого налёта двух неизвестных в масках. Оба преступления были раскрыты, а картины — возвращены.
Два похищения – далеко не предел. Это можно сказать о картине Рембрандта «Портрет Якоба де Гейна III», написанной в 1632 г. Она занесена в Книгу Рекордов Гиннеса, как самое похищаемое полотно в истории. С 1966 года это произведение было украдено четыре раза. Причина столь частых похищений – «карманный» формат картины (29,9 на 24,9 см). Это полотно даже получило шутливое прозвище «Рембрандт на вынос».
Небольшие размеры способствовали похищению и знаменитой «Сальеры» Б. Челлини. Эта солонка, выполненная из слоновой кости и золота, представляет собой вершину декоративно-прикладного искусства эпохи маньеризма. Рыночная стоимость скульптуры оценивалась в 50 млн евро. Её похитили в 2003 году, но так и не смогли сбыть. Шедевр был благополучно найден в 2006 г.
В том же году, что и работа Челлини, была украдена картина Леонардо да Винчи «Мадонна с веретеном». Картина вернулась к владельцу в результате спецоперации британской полиции.
Ещё одна картина да Винчи стала знаменитой на весь мир именно после того, как была украдена. Речь идёт о знаменитой «Моне Лизе». Она была похищена в 1911 г. работником Лувра Винченцо Перуджей. Картина вернулась в Париж только в 1914 году. Всё это время мировая общественность, затаив дыхание, следила за историей «Джоконды», что способствовало росту числа её поклонников.
Ещё одно громкое похищение экспонатов музейными работниками произошло уже в нашей стране. Из Эрмитажа исчезло 221 произведение ювелирного искусства. Пропажа предметов общей стоимостью в 130 млн руб. была обнаружена во время внутренней плановой проверки в 2006 г.
А следующее преступление было совершено, по данным следствия, людьми вхожими в семью коллекционера. В 1995 году из квартиры известной австрийской скрипачки Э. Морини в Нью-Йорке пропала скрипка работы Страдивари. Следов взлома в квартире не было обнаружено. Исполнительнице в ту пору было уже 90, и она умерла в больнице в счастливом неведении: родственники не решились сообщить ей ужасающую новость.
Но, пожалуй, самыми циничными похищениями в области искусства стал захват мировых шедевров нацистами во время Второй мировой войны. Так, в оккупированной Польше в 1939 году было изъято полотно Рафаэля «Портрет молодого человека», принадлежавшее знатному роду Чарторыйских. Картина не обнаружена до сих пор. Как и знаменитая Янтарная комната — жемчужина Царскосельской резиденции русских императоров. Судьба этих шедевров остаётся покрытой тайной.
В этом отношении Гентскому алтарю повезло больше. Он хотя и претерпел за свою многовековую историю множество краж и передач из рук в руки, хоть и не в первоначальном виде, но всё же был спасён от последнего похитителя — нацистов. В августе 1945 года алтарь был возвращён в Бельгию.