25 сентября под давлением общественной организации «Офицеры России» была закрыта выставка фотографа Джока Стерджеса «Без смущения» в Центре фотографии им. братьев Люмьер, которая вызвала один из крупных за последнее время общественный скандал. Причиной инцидента стало высказывание сенатора Елены Мизулиной, что выставка является «пропагандой педофилии» и «публичной демонстрацией материалов с детской порнографией». Мнение сенатора поддержала новый детский омбудсмен Анна Кузнецова и попросила прокуратуру проверить выставку «Джок.Стерджес. Без смущения» (отметим, что выставка проходила с маркировкой 18+). В нашей стране это уже не первый случай, когда произведения искусства вызывают возмущение у россиян. В 2015 году была отменена опера «Тангейзер» Вагнера в режиссерской обработке Тимофея Кулябина, а копии статуи Давида работы Микеланджело в Санкт-Петербурге прикрыли пах кепкой.
Фотография с выставки «Без смущения»
Вопрос о тонкой грани между «искусством» и «тем, что нарушает закон» поднимается сегодня все чаще, хотя эта граница четко прописана в законодательстве нашей страны. Несмотря на это, 26 сентября Общественная палата РФ сделала заявление о необходимости создать специальную комиссию экспертов, которая будет «оценивать работы авторов на предмет допустимости их к открытому показу».
8 сентября в небольшой частой галерее Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась выставка американского фотографа Джока Стерджеса «Без смущения». Выставка работала для посетителей больше двух недель и благополучно бы закончилась 30 октября, если бы не разразился общественный скандал. Фотографии, с изображением обнаженных детей, были названы порнографическими, а сама выставка – пропагандой педофилии. Стоит отметить, что большую роль в развитии этого инцидента сыграла дезинформация. В ЖЖ блогер Лена Миро опубликовала резкий пост, в котором сделала подборку откровенных фотографий, сделанных Джоком Стерджесом. Однако этих фотографий на выставке среди почти 40 снимков не было, о чем в посте блогера не сказано. Теперь же проверять на предмет нарушения закона РФ будут саму Лену Миро. «Массовое прибытие журналистов и агрессивно настроенных граждан к Центру фотографии братьев Люмьер в воскресенье, а также пристальное внимание к этой выставке общественных и политических деятелей было спровоцировано публикацией Елены Мироновой, разместившей в своём ЖЖ фотографии, которых не было на выставке. Считаю, что правоохранительным органам следует внимательно изучить данную публикацию на предмет публикации фотографий обнажённых несовершеннолетних и информации провокационного, по сути, характера», — написал лидер «Офицеры России» Антон Цветков на своей странице в Facebook.
Известный искусствовед, широко издаваемый в мире автор книг по искусству, фотограф, Эдвард Люси-Смит в своем исследовании «Эротика в произведениях искусства» писал: «Чем больше имеешь дело с историей искусств, тем больше понимаешь, как много в древнем искусстве непристойности, на которую мы закрываем глаза, помещая объект в музей и говоря, что он прекрасен. С XVI века, когда обнаженная женская натура приобрела особое значение, в искусстве доминировали мужчины, смотрящие на женщин, и все принимают это положение вещей, и никто не разглядывал картинки, чтобы определить их сексуальное содержание. Наше общество странным образом единодушно игнорирует эротику, даже порнографию в так называемых произведениях искусства, тогда как из-за современной продукции, не всегда столь же откровенной, мы поднимаем ужасный шум».
Фото с выставки Джока Стёрджесса «без смущения»
Высказывание Мизулиной о том, что работы Джока Стерджеса на выставке в Москве содержат детскую порнографию, заставляет нас ознакомиться со статьей Уголовного кодекса РФ «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних». В статье перечислены условия, когда и речи не может быть о детской порнографии: «не являются материалами и предметами с порнографическими изображениями несовершеннолетних материалы и предметы, содержащие изображение или описание половых органов несовершеннолетнего, если такие материалы и предметы имеют историческую, художественную или культурную ценность либо предназначены для использования в научных или медицинских целях либо в образовательной деятельности в установленном федеральным законом порядке».
По мнению куратора выставки и основателя Центра фотографии им. братьев Люмьер Натальи Григорьевой, на выставке не представлено ни одной работы, которая бы, по мнению Роскомнадзора, котировалась бы как детская порнография: «Обвинения, выставленные в сети, и фотографии, которые демонстрируются как якобы с выставки в Центре фотографии, — никакого отношения к выставке не имеют».
Антон Белов, директор музея современного искусства «Гараж»
В законодательстве Российской Федерации есть определение, что является порнографией. Все фотографии, которые были выставлены в Центре фотографий им. братьев Люмьер, никакого отношения к этому не имеют. Там даже никакую экспертизу не надо назначать. Поэтому ответ на вопрос: нет, не являются.
Есть понятие «ограничение возрасту», которое соблюдают музеи и выставочные пространства. Если сотрудники музея видят, что в работах художника есть какой-то провокационный контент, показано насилие или присутствуют порнографические элементы, но это все в рамках искусства, то это просто заранее оповещается. Это же не на центральном телевидении бесплатно показывают. Эта выставка находится в закрытом зале, где вас на входе предупреждают, что вы должны еще и билет купить. Объективно, вы должны приложить массу усилий, чтобы попасть туда.
Наталия Рубина, PR-отдел Центра дизайна Artplay
Фотографии Стерджесса — это то самое искусство, которое балансирует на грани. Для меня одна из важнейших функций искусства — уточнять, что такое хорошо, а что такое плохо, чтобы не дать закостенеть разуму и морали. Так можно? А так? А по каким критериям судим? Такого рода произведения искусства как бы делают рентгеновский снимок социума. Это очень важно.
Лично для меня эти фотографии — на грани фола. Потому что автор не прямо демонстрирует, но намекает именно на сексуальное начало в своих моделях. Он как бы показывает в подростках то зерно, из которого скоро произрастёт сексуальность. Балансирует, в общем. Но лично для меня грань выдержана. Автор в порно не сваливается. Многие люди ставят под вопрос саму идею фотографировать обнаженных детей. Однако для некоторых эта идея приемлема пока она остаётся в поле художественного, а для других она сама по себе аморальна. Ответа, кто здесь прав, полагаю, не найти. Но столкновение вкусов, мнений — дело важное и нужное. Это нормальная жизнь социума.
Выставка в Центре фотографии им. братьев Люмьер уже не первый случай, когда недовольство общества обрушивается на произведения искусства.
22 июля 2016 года в общественную приемную Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге поступила жалоба от жительницы северной столицы, в которой она выражала свое возмущение по поводу копии статуи Давида Микеланджело, появившейся у храма святой Анны на Кирочной улице в Петербурге. «Как можно было поставить этого мужика без порток в центре Петербурга, возле школы и церкви? Этот гигант уродует детские души!» — гласит выдержка из письма петербурженки, опубликованная на сайте уполномоченного.
Статуя Давида появилась в Санкт Петербурге во время проведения мультимедийной выставки «Микеланджело. Сотворение мира» на территории Церкви Святой Анны.
Статуя Давида со стыдливо прикрытыми гениталиями
Наготу статуи художники из группы «Север-7» спрятали под кепкой, да еще и приклеили её скотчем. Общественность сразу подхватила идею «прикрыть» неприличные фрагменты статуи, а организаторы провели опрос, в каком виде оставить копию великого произведения искусства. Однако большинство голосов было отдано за вариант «Оригинальный Давид».
Еще один скандал вокруг современного искусства разгорелся в марте прошлого года, когда оперу Вагнера «Тангейзер» в режиссерской обработке Тимофея Кулибина убрали из репертуара Новосибирского театра оперы и балета. Стоит отметить, что постановка вошла в список самых значимых театральных премьер газеты «Коммерсант». Молодой режиссер представил на суд зрителя несколько измененный вид классической пьесы: Тангейзер здесь не средневековый поэт, а современный кинорежиссер, который приехал на фестиваль со скандальным фильмом об Иисусе Христе, развлекавшимся с полуобнаженными девицами. По заявлению митрополита Тихона прокуратура Новосибирской области возбудила дело против Тимофея Кулябина и Бориса Мездрича, директора театра, где показывалась работа режиссера. Но суд не нашел в их действиях состава преступления. Министерство культуры Российской Федерации призвало создателей оперы извиниться перед зрителями и изменить постановку. Что в итоге? Мездрич был уволен с поста директора Новосибирского театра оперы и балета, Тимофея Кулябина пригласили в Большой театр, а сама постановка «Тангейзер» получила приз зрительских симпатий «Звезда театрала».
Сцена из оперы «Тангейзер»
Ни в одном из перечисленных примеров так и не нашли признаков порнографии или оскорбления чувств верующих. Границу между искусством и нарушением закона художники не переходили. Но этого, видимо, недостаточно, поэтому Общественная палата РФ предлагает создать специальную комиссию, которая будет «оценивать работы авторов на предмет допустимости их к открытому показу должна специальная комиссия». Мы решили узнать, что думают люди, связанные с искусством, о данном предложении.
К сожалению, Ольга Свиблова, основатель и директор «Мультимедиа Арт Музея», от комментариев отказалась.
Наталья Григорьева-Литвинская, куратор и основатель Центра фотографии им. братьев Люмьер
Я даже не знаю, как к этому относиться. Наверно, сам посыл положительный, а вот как он будет тактически применяться — нужно, безусловно, смотреть. В музейном деле есть огромное количество нюансов. Если, к примеру, Министерство культуры скажет, что мы должны утверждать работы за 5 лет до начала их демонстрации, потому что срок рассмотрения комиссией не менее 5 лет или года, то это очень сильно осложняет наше дело. Если это будет каким-то образом оперативно решаться и это будут эксперты, которые серьезно занимаются тем видом искусства, которое рассматривается, то, по-моему, это прекрасно. Та ситуация, которая возникла, совершенно не привела к этой миролюбивой и нормальной инициативе. Самое ужасное, что вы можете пройти те или иные согласования, заниматься своим делом, но какая-то блогерша может вызывать негатив со стороны широких масс населения, которые, естественно, не могут себе позволить по каким-то причинам увидеть выставку самостоятельно. Вот это самое страшное в той ситуации, в которую мы попали.
Владимир Овчаренко, директор галереи «Риджина», основатель фонда Vladey
Искусство провоцирует и соблазняет. И это невозможно без участия зрителя. У него то же есть свои хотелки. Как у него их отнять? Давайте, комиссия ему поможет. Проходили уже, не поможет. Ничего нового, маразм крепчает, ворота в большой мир закрываются. К сожалению, это распространяется не только на госучреждения и их мир, но и входит в дом к каждому. Непонятен предел этого, залезут ли в постель к нам эти товарищи-маузеры и научат ли как патриотично заниматься сексом.
Антон Белов, директор музея современного искусства «Гараж»
Это обычная цензура. Такие комиссии — попытка захватить музеи, которые являются независимыми учреждениями, двигают общество вперед и меняют его. Для музея, в котором работают суперспециалисты, никакой комитет с сомнительным составом людей не будет являться экспертом. Поэтому это просто смешно, и не будет работать.
Музей «Гараж» никогда не будет никакой комиссии подавать заявки на выставки того или иного искусства, потому что мы сами определяем, что мы хотим выставлять и в каком виде, и что мы с этим будем делать.
Яша Яворская, куратор выставки «Босх. Ожившие видения» в Центре дизайна Artplay
Я думаю ее не создадут, но спровоцируют глобальное обсуждение этого вопроса. В тяжелые экономические времена всегда легче обсуждать культуру, чем экономику страны.
Этот год был довольно тяжелым для искусства в целом. Мы, в связи с образовавшейся тенденцией к закрытию выставок, запретам на рекламу и обсуждению «одеть или не одеть скульптуру Давида», решили приостановить показ текущей выставки «Я-Айвазовский» (в Центре дизайна Artplay. – Прим. «365») и сделать проект, актуализирующий тему цензуры и конъюктурности нашего общества. Проект будет включать прошедшую выставку Босха, мы вернем в Москву и оденем скульптуру Давида и постараемся привлечь художников современного искусства, чьи работы подверглись цензурированию.
Текст: Яна Харина
Главная фотография: Robert Mapplethorpe