Роман Ермаков: «Ярких людей у нас очень много, но не всем хватает смелости показывать себя»

7 сентября 2017, 17:51

Дизайнер, художник и просто яркий человек рассказал «365» о перформансе, творческом процессе, поиске себя и гендерной идентичности.

В эти выходные — 9 и 10 сентября в Парке Горького и Парке искусств «Музеон» пройдет фестиваль «Яркие люди». Ежегодно в программе фестиваля принимают участие лучшие российские независимые театральные проекты, проходят масштабные шоу-премьеры и зарубежные уличные представления из Франции, Испании, Италии и других стран. В этом году фестиваль, помимо спектаклей и шоу, готовит программу с современными дизайнерами и художниками, которые не просто покажут свои новые работы, но и включат их в театральные представления. В преддверии такого события «365» поговорил с Романом Ермаковым — дизайнером, художником, одним из участников фестиваля «Яркие люди» и режиссёром fashion-показов в рамках программы «Москва дизайнерская».

Роман Ермаков
Фотограф: Павел Левчук

В работе над фестивалем «Яркие люди» задействовано много дизайнеров, актеров, художников. Что вы представите на фестивале?

В эти выходные пройдут два фестиваля, которые объединены под одним названием «Яркие люди». Они распределены на две площадки – в Парке Горького и в «Музеоне». В Парке Горького состоится театральный фестиваль, где будут собраны лучшие уличные театры из России и хедлайнеры из Франции и Италии с водным шоу, которое открывало Венецианский карнавал в этом году. Я вместе с театром «Эскизы в пространстве» представляю перформанс «Мур-Мур Байконур». В первый раз мы показали его на «Ночь Музеев» в этом году, в нем задействовано много актеров, подготовлены красивые костюмы. В «Музеоне» в рамках фестиваля «Яркие люди» пройдет программа «Москва Дизайнерская». В течение дня можно будет посмотреть три гала-показа, в которых примут участие самые яркие и авангардные художники и дизайнеры Москвы. Помимо этого, я представлю пластический перформанс на отдельной площадке. Свои выступления также будут у Андрея Бартенева, Венеры Казаровой и Саши Фроловой. Большой блок будет посвящен соединению моды и поэзии, моды и театра, где свои спектакли покажут Артем Гапоненко и «Фрик Фабрик». Подготовлена большая концертная программа, на сайте фестиваля можно ознакомиться с полным расписанием фестиваля на 9 и 10 сентября.

Сколько костюмов вы приготовили для фестиваля «Яркие люди»? Как долго создается один образ?

Для фестиваля я сделал 11 новых костюмов, но зрителям будут представлены также и предыдущие коллекции. Создание костюмов к фестивалю заняло около трех недель. В основном все костюмы выполняются из бифлекса и других синтетических материалов.

В одном из своих интервью вы сказали, что ваши костюмы – это реакция на впечатления от путешествий по миру. С впечатлениями от какого места связан предстоящий показ на «Ярких людях»?

В том интервью я говорил по поводу коллекции «Живые Скульптуры». Все костюмы в ней были полностью основаны на моем мироощущении, я их называю «мои аватары», то есть каждый костюм является олицетворением меня. Эту коллекцию я создавал в течение 7 лет – с 2009 по 2016 год.

Костюмы, которые я представляю сейчас уже достаточно независимы от меня. Здесь они создаются под задачу – пластический перформанс. Мне интересно поэкспериментировать с новой формой, цветом, композицией, поработать с пластикой и посмотреть, как костюм с ней взаимодействует. В творческом процессе рождается образ. Создание костюма вообще живой процесс, и мне это очень нравится.

Живые скульптуры/Fashionclash
Фотограф: Александр Ермаков

Фестиваль, в котором вы участвуете, называется «Яркие Люди». Как вы считаете, много ли в России этих самых ярких людей? Ведь традиционно наша страна считается унылой и серой, если не брать во внимание Москву и Санкт-Петербург.

Ярких людей у нас очень много, но не всем хватает смелости показывать себя. Очень часто самые яркие люди также и самые незаметные. По массе судить сложно. Индивидуальные личности у нас крайне интересные, но у нас они раскрываются не так быстро, как в какой-то другой стране. Самая раскрепощенная страна для меня — это Бразилия. Там люди безумно открытые, но это не доставляет тебе дискомфорта, все очень органично. Буквально в воздухе витает ощущение, что все друг друга знают. Мне это доставляло неимоверное удовольствие. В Аргентине, например, я шел по пустой улице, и человек, который шел мне навстречу, поздоровался со мной. У нас такое не всегда присутствует. Но подобная дружелюбность легко воспитывается – начните сами здороваться с людьми, и они будут делать это в ответ. Познакомьтесь со своими соседями, в конце концов. У нас люди живут ограждено от всего мира, они спокойно могут выкинуть мусор на улицу и не думать о других. Я считаю, что это нужно регулировать, нужно воспринимать общественное пространство как общий дом. Вообще, чтобы все пришло в норму – неважно, в жизни в общем или в стране, нужно меньше сидеть в Интернете и больше заниматься своим делом, найти себя. У нас столько несчастных людей только из-за того, что они не занимаются своим делом, а не из-за долгой зимы и маленьких зарплат.

А где теплее принимают ваши работы – в Европе или в России?

В Европе воспринимают неожиданно. Все очень удивляются, когда узнают, что в России есть такое искусство. За все то время, что я езжу по европейским фестивалям, я понял, что они совершенно ничего не знают о России. Они в курсе только повестки дня, а более глубоко никогда не копают, хотя и проявляют огромный интерес, когда приезжают российские артисты.

Почему ваши костюмы не имеют гендерной идентичности?

А знаете, мне недавно сказали, что имеют! Но вообще я не хочу, чтобы мои костюмы воспринимались как строго мужские или женские. Однажды на фестивале мальчик сказал: «Мама, смотри, там человек!» Актриса в костюме, на которую он показывал, с ним поздоровалась, и мальчик удивленно воскликнул: «Нет, это не человек, это девочка!» Гендерный признак срабатывает иногда, но я не стремлюсь к этому, когда делаю костюмы. Пол ставит определенные рамки в творчестве. Мне часто интересно смотреть на то, как зритель угадывает, девушка или парень скрывается за костюмом. Некоторые даже подходят и бесстыдно трогают. Некоторые определяют по пластике и движениям, со стороны на это интересно посмотреть.

А сами вы когда-нибудь примеряли на себя костюм и выступали как модель?

Да, конечно. Последний костюм, который я надевал, весил целых 20 килограмм. Когда я доклеивал его, я понял, что я не готов завтра выступать в 20-килограммовом костюме в течение шести часов. Но меня спас мой коллега, и мы поделили с ним время – три часа выступал я, и три часа он. Любопытный был опыт. Находясь в костюме, ты испытываешь совершенно другое состояние, нежели, когда ты находишься снаружи. Многие зрители подходят, изучают, дергают за костюм. Порой даже отрывают детали! И в таких ситуациях мне психологически легче находиться в костюме, когда я в игровой форме могу объяснить, что трогать меня так активно не нужно. Если я наблюдаю за этим всем со стороны, то я переживаю за костюм и за артиста.

Живые скульптуры/Fashionclash
Фотограф: Александр Ермаков

Знаете, вот я, допустим, далека от подобного искусства. Как неподготовленному человеку вроде меня понять ваши работы?

А где вы? (Смеется – прим. «365») Вообще, искусство бывает разное. Чтобы воспринять большой пласт искусства, надо очень много знать. Все зависит от того, как вы учились, насколько глубоко вы вникали, насколько интересно вам преподавали. Восприятие должно быть осмысленным, здорово понимать, что имел в виду автор. Меня понять легко, я не любитель «двойного дна» в работах. Не нужно думать, что у меня есть какой-то скрытый смысл. Я в свое искусство вкладываю больше визуальные истории. У меня нет задачи блеснуть эрудицией, нет жесткой рефлексии на окружающие события. Мне куда более интересно все эти события обсуждать живьем, например, сидя на берегу моря. В творчестве мне пока не очень хочется затрагивать все эти проблемы. Для меня главное — визуальное ощущение, а не потайные смыслы. Я люблю, когда художественное произведение обладает гармоничной композицией, это для меня пока первично. Мое искусство почти как музыка.

Какое музыкальное сопровождение вы выбрали для предстоящего перформанса на «Ярких людях»?

В коллекции, которую я представлю в «Музеоне», мы с танцорами оттолкнулись именно от музыки. Я послушал подборку классических произведений и понял, что именно с этим я хочу сейчас работать. Именно классика нашла во мне самый большой отклик, и она оказалась очень литературной. В эту музыку уже столько всего заложено, что мне остается только визуализировать ее на свой лад. Это даже не обязательно должно совпадать с видением автора, у нас все выходит достаточно импровизационно, все опирается на чувства артиста.

Вы упомянули про танцоров. Где вы берете своих моделей, актеров? Это одни и те же люди каждый раз или разные?

В основном для своих перформансов и показов я зову людей, с которыми работаю постоянно. У меня есть команда, которая не меняется от раза к разу. Есть несколько ребят, с которыми мне приятно работать, я очень ценю, что они всегда готовы откликнуться для участия, готовы приехать куда угодно, находиться в костюме по несколько часов. Но для перформанса в «Музеоне» я пригласил и новых ребят. Они не все танцоры – есть актеры, исполнители брейк-данса, участники пластического театра и каждый из них уникален. Мне было интересно проявить себя как хореограф в этот раз. Всем людям, с которыми я работаю, всегда очень любопытно почувствовать себя буквально в новой шкуре. Мои костюмы как вторая кожа, в которых ты можешь раскрепоститься в движении.

Мур-мур Байконур (с «Эскизы в пространстве»)

Когда вы нашли себя и поняли, что хотите заниматься именно искусством?

Я понял это с самого детства, и шел я к этому уверенно. Чтобы там мне не говорили родители, я все равно шел своей дорогой. В России профессия «художник» стоит на крайне низком уровне, словно художники — это обязательно нищие люди. Многие думают, что искусством можно заниматься только в качестве хобби, но никак не в качестве дела жизни. На самом деле это огромнейшая работа, которая требует ежедневного труда, подготовки, размышлений. Нужно заниматься тем, что велит тебе сердце и не идти у кого-то на поводу, порой быть эгоистом, зато счастливым. Деньги тебя счастливым не сделают, только любимое дело. Было бы здорово, если с детства людей учили узнавать себя, учили тому, что любая профессия – это достойная профессия, и пользу нужно приносить любым делом. Грустно, когда люди пытаются сделать из себя тех, кем они на самом деле не являются.

А есть какие-то молодые художники, которые вам нравятся?

Да, очень много таких. В декабре 2016 года я собрал авангардных художников, которые занимаются костюмом на одной площадке. Проект получил название «WOW!» и проходил в Музее архитектуры им. Щусева. Там я собрал 12 художников-дизайнеров, которые показали свои коллекции на большом гала-показе. И среди них были прекрасные художники, такие как Саша Фролова, Венера Казарова. Они экспериментируют с различными материалами и создают интересные костюмы. Были и как раз совсем молодые ребята, например, ученица Британской Высшей Школы Дизайна Женя Баркова, юная дизайнер Юлия Тен, она делает прекрасные выкройки для одежды, очень здорово. Дима Шабалин тоже потрясающий, он делает маски. Для декабрьского показа помимо масок он еще создал коллекцию вещей из переработанных материалов. Для будущих проектов я хочу найти ребят, которые только начинают свой путь или совсем неизвестных личностей и вывести их в свет.

Можно ли человека сделать художником?

Нет, и не нужно. Человек, даже если он осознанно идет в эту профессию, но по натуре не является художником, никогда им не станет. Качества и состояние художника можно развивать, но не приобрести. У нас сейчас много действительно талантливых людей учится и выпускается, но не все в итоге находят себя в искусстве. Некоторые находят себя только лет в 40. Жаль, что в школах у нас занимаются совсем не тем. Как мне кажется, суть школы заключается в том, чтобы подвести человека к выбору своей профессии осознанно. Чтобы человек шел в университет не потому, что его родители туда направили, а потому, что он за время школы накопил опыт осмысления различных профессий и нашел себя.

Беседовала: Любава Зайцева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ