Роберт Капа: запечатлевший войну

19 мая 2015, 14:00

К открытию выставки в Мультимедиа Арт Музее вспоминаем творчество известного военного фотографа.

«Если твои фотографии недостаточно хороши, значит, ты был недостаточно близко»

Роберт Капа

Роберт Капа (настоящее имя — Эндре Эрнё Фридман) родился осенью 1913 года в Будапеште в еврейской семье. Страшное время войн и социальных потрясений первой половины XX века повлияло не только на жизнь Роберта Капы, но и определило его творческую судьбу.

Появление Роберта Капы

Семья Эндре Эрнё Фридмана жила не богато, и уже в годы студенчества, чтобы сводить концы с концами, он принимает судьбоносное решение стать фотографом.

Эндре Эрнё устроился в фотоагентство «Дефот», и вскоре его командировали в Копенгаген на освещение митинга с участием Льва Троцкого. Троцкий запретил фотографировать, и ни один человек с камерой не смог приблизиться к трибуне. 19-летний Эндре с миниатюрной Лейкой»» в кармане незаметно подошел вплотную к оратору и сделал несколько кадров.

Лев Троцкий читает студентам Датского университета лекцию под названием «Значение Русской революции»,1932

Лев Троцкий читает студентам Датского университета лекцию под названием «Значение Русской революции»,1932

Это был его первый крупный репортаж, который напечатали многие издания.

В 1933 году начинающий фотожурналист переехал в Париж, и через год Эндре Фридман знакомится с Гердой Таро, которая вскоре стала его подругой. Чтобы улучшить своё тяжёлое финансовое положение, влюбленные пошли на авантюру. Молодые люди решили создать фотоагентство, в котором Герда выполняла обязанности секретаря и торгового агента, Эндре – лаборанта, а владельцем и по совместительству фотографом стал американский фотожурналист Роберт Капа.

Роберт Капа и Герда Таро

Роберт Капа и Герда Таро

Легендарного Роберта Капу придумали сами Эндре Фридман и Герда Таро. Фамилия «Капа» была созвучна с именем известного в то время голливудского режиссера – Франка Капра. Так впервые появляется это имя в фотожурналистике. По Парижу идёт слух о «гении фоторепортажа», который везде и всюду успевает первым. Он обаятелен, ловок и невероятно успешен, его фотографии стоят недёшево, но действительно того стоят. И правда, образ богатого и загадочного американца был намного привлекательнее образа бедного венгерского еврея. В 1935 году фотограф Эндре Фридман превратился в очень дорогого и успешного американского фотожурналиста Роберта Капу.

Запечатлевший войну

Дальнейшее развитие событий было продиктовано гражданской войной в Испании, куда молодой и отчаянный фотожурналист был командирован своим работодателем Люсьеном Фогелем. Снимок, который Роберт Капа сделал утром 5-го сентября («Смерть Солдата Лоялиста»), облетел все самые знаменитые издания и прославил Роберта.

Смерть Солдата Лоялиста, 1936

Лоялистский ополченец в момент смерти, Сьерра-Морена, 5 сентября 1936 года

Фотография была сделана вслепую, под треск автоматных очередей и свист пуль. Камера запечатлела падающего, смертельно раненого солдата. Но снимок вызвал множество споров. Фотографа обвиняли в постановке. Капа яростно возражал: «На войне нет необходимости в постановке, правда становится лучшей иллюстрацией, лучшей пропагандой». Именно тогда и сформировалось личное кредо фотографа: «Если твои фотографии недостаточно хороши, значит, ты недостаточно близко».

Основоположник военной фотожурналистики

5Испания, Бильбао, 1937

Бегущие в бомбоубежище во время воздушного налёта, Испания, Бильбао, 1937

С 1940 по 1945 год он выполнял задания журнала Life на различных фронтах. Самый знаменитый его репортаж был сделан во время высадки союзников в Нормандии. В первые часы операции Капа сделал 106 фотографий, но служащий агентства Life, который проявлял эти пленки в Лондоне, ошибся и испортил три с половиной пленки из четырех. Из ста шести кадров сохранилось только одиннадцать. Но нерезкие, полные драматизма, почти сюрреалистические фотографии очень точно передавали хаос и неразбериху того дня, свист пуль над головами солдат, холод воды и страх смерти. Именно ими руководствовался Стивен Спилберг, когда снимал сцену вторжения в фильме «Спасти рядового Райана».

6Высадка союзников в Нормандии, 6 июня 1944 года

Высадка союзников в Нормандии, 6 июня 1944 года

После войны Капа вместе с друзьями Анри Картье-Брессоном, Дэвидом Сеймуром и Джорджем Роджером основал фотоагентство «Магнум» («Magnum Photos»). В конце сороковых оно еле сводило концы с концами, и Капе, как его первому директору, приходилось очень нелегко. Иногда, чтобы не обанкротиться, он вкладывал те деньги, которые заработали он и его друзья.

«Последний бой»

В 1954 году журнал Life заказал Роберту Капе серию репортажей из Индокитая, и он в очередной раз становится военным репортером. Теперь его волнуют не боевые действия, а жизнь гражданского населения в охваченной войной стране. Очень символично название его последнего репортажа — «Горький рис». «Это будет чудесная история», – говорил он 25 мая утром, выезжая из вьетнамского городка Нам-Динх. Он был в прекрасном настроении и все время шутил: «Я буду хорошо себя вести сегодня. … Не буду рассказывать, какой я великий журналист и фотограф».

0625-robert-capa1

Роберт Капа

Проехав несколько часов, Капа вышел из машины и пошел по полю посмотреть на шоссе. Раздался взрыв. «По звуку я понял, что взорвалась противопехотная мина», – рассказывал его попутчик, репортер Джон Маклин. – «Я выскочил из машины – по полю бежал вьетнамский лейтенант, сопровождавший нас в поездке. Подбежав к машине, он, задыхаясь, проговорил: фотограф мертв».

Так, жизнь Роберта Капы, талантливого первопроходца военной репортажной съемки, прошедшего по лезвию ножа через несколько боевых действий, забрал случай.

Текст: Ольга Назаренко

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ