«Если твои фотографии недостаточно хороши, значит, ты был недостаточно близко»
Роберт Капа
Роберт Капа (настоящее имя — Эндре Эрнё Фридман) родился осенью 1913 года в Будапеште в еврейской семье. Страшное время войн и социальных потрясений первой половины XX века повлияло не только на жизнь Роберта Капы, но и определило его творческую судьбу.
Семья Эндре Эрнё Фридмана жила не богато, и уже в годы студенчества, чтобы сводить концы с концами, он принимает судьбоносное решение стать фотографом.
Эндре Эрнё устроился в фотоагентство «Дефот», и вскоре его командировали в Копенгаген на освещение митинга с участием Льва Троцкого. Троцкий запретил фотографировать, и ни один человек с камерой не смог приблизиться к трибуне. 19-летний Эндре с миниатюрной Лейкой»» в кармане незаметно подошел вплотную к оратору и сделал несколько кадров.
Лев Троцкий читает студентам Датского университета лекцию под названием «Значение Русской революции»,1932
Это был его первый крупный репортаж, который напечатали многие издания.
В 1933 году начинающий фотожурналист переехал в Париж, и через год Эндре Фридман знакомится с Гердой Таро, которая вскоре стала его подругой. Чтобы улучшить своё тяжёлое финансовое положение, влюбленные пошли на авантюру. Молодые люди решили создать фотоагентство, в котором Герда выполняла обязанности секретаря и торгового агента, Эндре – лаборанта, а владельцем и по совместительству фотографом стал американский фотожурналист Роберт Капа.
Легендарного Роберта Капу придумали сами Эндре Фридман и Герда Таро. Фамилия «Капа» была созвучна с именем известного в то время голливудского режиссера – Франка Капра. Так впервые появляется это имя в фотожурналистике. По Парижу идёт слух о «гении фоторепортажа», который везде и всюду успевает первым. Он обаятелен, ловок и невероятно успешен, его фотографии стоят недёшево, но действительно того стоят. И правда, образ богатого и загадочного американца был намного привлекательнее образа бедного венгерского еврея. В 1935 году фотограф Эндре Фридман превратился в очень дорогого и успешного американского фотожурналиста Роберта Капу.
Дальнейшее развитие событий было продиктовано гражданской войной в Испании, куда молодой и отчаянный фотожурналист был командирован своим работодателем Люсьеном Фогелем. Снимок, который Роберт Капа сделал утром 5-го сентября («Смерть Солдата Лоялиста»), облетел все самые знаменитые издания и прославил Роберта.
Фотография была сделана вслепую, под треск автоматных очередей и свист пуль. Камера запечатлела падающего, смертельно раненого солдата. Но снимок вызвал множество споров. Фотографа обвиняли в постановке. Капа яростно возражал: «На войне нет необходимости в постановке, правда становится лучшей иллюстрацией, лучшей пропагандой». Именно тогда и сформировалось личное кредо фотографа: «Если твои фотографии недостаточно хороши, значит, ты недостаточно близко».
С 1940 по 1945 год он выполнял задания журнала Life на различных фронтах. Самый знаменитый его репортаж был сделан во время высадки союзников в Нормандии. В первые часы операции Капа сделал 106 фотографий, но служащий агентства Life, который проявлял эти пленки в Лондоне, ошибся и испортил три с половиной пленки из четырех. Из ста шести кадров сохранилось только одиннадцать. Но нерезкие, полные драматизма, почти сюрреалистические фотографии очень точно передавали хаос и неразбериху того дня, свист пуль над головами солдат, холод воды и страх смерти. Именно ими руководствовался Стивен Спилберг, когда снимал сцену вторжения в фильме «Спасти рядового Райана».
После войны Капа вместе с друзьями Анри Картье-Брессоном, Дэвидом Сеймуром и Джорджем Роджером основал фотоагентство «Магнум» («Magnum Photos»). В конце сороковых оно еле сводило концы с концами, и Капе, как его первому директору, приходилось очень нелегко. Иногда, чтобы не обанкротиться, он вкладывал те деньги, которые заработали он и его друзья.
В 1954 году журнал Life заказал Роберту Капе серию репортажей из Индокитая, и он в очередной раз становится военным репортером. Теперь его волнуют не боевые действия, а жизнь гражданского населения в охваченной войной стране. Очень символично название его последнего репортажа — «Горький рис». «Это будет чудесная история», – говорил он 25 мая утром, выезжая из вьетнамского городка Нам-Динх. Он был в прекрасном настроении и все время шутил: «Я буду хорошо себя вести сегодня. … Не буду рассказывать, какой я великий журналист и фотограф».
Проехав несколько часов, Капа вышел из машины и пошел по полю посмотреть на шоссе. Раздался взрыв. «По звуку я понял, что взорвалась противопехотная мина», – рассказывал его попутчик, репортер Джон Маклин. – «Я выскочил из машины – по полю бежал вьетнамский лейтенант, сопровождавший нас в поездке. Подбежав к машине, он, задыхаясь, проговорил: фотограф мертв».
Так, жизнь Роберта Капы, талантливого первопроходца военной репортажной съемки, прошедшего по лезвию ножа через несколько боевых действий, забрал случай.
Текст: Ольга Назаренко