Раскрыты личности 24 персонажей картины Франциско де Гойи «Паломничество в Сан Исидоро»

14 сентября 2016, 11:07

На картине Франциско де Гойи «Паломничество в Сан Исидоро» были обнаружены изображения 24 политических деятелей.

Антонио Муньос-Касайус нашел схожесть одного из персонажей картины «Паломничество в Сан Исидоро» с Наполеоном Бонапартом в Это одна из 15 «Черных картин», которые написал Гойя в деревенском доме под Мадридом перед тем как отправить самого себя в «ссылку» во Францию. Этот домик, словно «капсула времени», хранящая произведения искусства со скрытыми посланиями, которые открываются миру только сейчас.

Картина и сама по себе «капсула времени», а сходство с Наполеоном – портал в большую капсулу. Открытие Антонио Муньос-Касайус позволило ему определить и идентифицировать на картине более чем 24 политических и общественных деятелей. Гойя создал карикатуры на своих современников, чтобы скрыть их настоящие личности от властей того времени, а также избежать тюремного заключения или вынужденной ссылки.

Наполеон Бонапарт на картине Гойи

Наполеон Бонапарт на картине Гойи

Открытие этих личностей и их роли в картине противоречит известному мнению, что Черные картины Гойи не несут в себе особой мысли, а написаны старым больным человеком на закате своей карьеры художника. Да, Гойя мог быть старым, больным, глухим в то время, когда творил эти произведения, однако, как Муньос-Касайус пишет в этой главе, его гений от этого вовсе не пострадал.

«Паломничество в Сан Исидоро» походит на современный мультик. Гойя – аниматор, фото или художественный журналист, военный корреспондент, мастер живописи, гуманист и весьма информированный критик своего времени.

Антонио Муньос-Касайус открыл «капсулу времени», которую Гойя оставил будущим поколениям. После открытия портрета Наполеона в группе гуляк на картине «Паломничество в Сан Исидоро», Муньос-Касайус понимает, что император единственный смотрит в глаза зрителю, это дверь к символике персонажей, которых Гойя обвиняет в трагедии войны за Независимость. Художник винит абсолютистов и тираническую политику деспота Фернандо VII за свое «само-изгнание» из любимой Испании во Францию по-соседству, безопасную страну, которую после он принял, как вторую Родину.

В 1814, когда Гойя вернулся в Мадрид из своей «ссылки» во Францию, Фернандо VII сделал ему выговор, случайно сказав следующее: «Гойя, вы не просто заслуживаете смерти, но виселицы. Если я и прощу вас, то только потому что я восхищаюсь вами!»

Однако, Король Фернандо VII не хотел наживать себе врагов и Гойя, соблюдая осторожность, чтобы не дать ему удовольствия и повода вернуть его на Суд Инквизиции, как уже случалось с испанским мастером дважды в 1814 и 1815 годах.

В 1825 году Гойя планировал собственный «серебряный побег» в Байонн, во Францию, убедив царя дать ему разрешение на поездку к целебным водам в Пломбьере, и позже, в Баньере. Ему удалось убедить короля продлить его пребывание в соседней Франции, приезжать и выезжать из Мадрида, когда ему было угодно. В течение этого времени, он также смог сохранять свою ежегодную зарплату первого художника при Дворе без каких-либо ограничений в живописи. Побег Гойи не был преподнесен ему на серебряном блюдце, его побег был воистину золотым!

Картина "Пилигримы в Сан Исидоро" в полном размере

Картина «Паломничество в Сан Исидоро» в полном размере

Гойя, любитель свободы и мира, включает в пирамиду всех персонажей, которых он считает ответственными за катастрофу гражданской войны между испанцами и французами, чего можно было избежать. Эта пирамида персонажей также обозначает и костер, который был завершением праздника паломничества. В испанском слово «пирамида» (Piramide) невероятно схоже со словом «пожар» (Pira).

Гойя не имеет сострадания ни к одному из персонажей. Он их высмеивает, одевает их как марионеток, скоморохов в выдуманную одежду. Он пишет их с гипертрофированно увеличенными, изумленными глазами. Он пишет искаженные, испуганные, ошарашенные и сконфуженные лица. Он пишет крик или просто закрытые рты. В некоторых случаях, он просто прячет рот. Он пишет гротескные, увеличенные носы, наряжает их в реальные или придуманные шляпы и шапки. Уважает Гойя только лицо Наполеона, хотя в нем и есть некая карикатурность. Есть и другой персонаж, единственный, кого художник реалистично прописывает с закрытым ртом, но добавляет карнавальный нос-маску.

Гойя не пишет ничего случайно; каждый жест создан, чтобы идеально охарактеризовать каждого персонажа. Он пишет все целесообразно и придает всему свое знамение. Скрытые рты, например, несут графический и исторический смысл. Гойя освобождает их от императорских мантий, лишает их наследованного титула знатности, и превращает их в простой народ, тех простых людей, которые сражались и погибали на полях кровавой войны. У Гойи нет ни капли жалости к, так называемым, визионерам, которые породили весь этот ужас.

Текст: Катерина Гордеева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ