24 марта 1834 года родился Уильям Моррис — английский поэт, художник, крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов» и лидер Arts and Crafts («Искусств и Ремесел»). И в честь его дня рождения мы решили рассказать вам о прерафаэлитах в целом и Моррисе в частности.
Моррис унаследовал восхищение своего отца перед Средневековьем. Визиты в охотничий замок королевы Елизаветы I пробудили в молодом Уильяме интерес к традиционному английскому убранству интерьера. И уже вскоре под влиянием Россетти он увлекся живописью и примкнул к Братству прерафаэлитов. Талантливый медиевист, художником он был средним, и сам признавал это; даже основатель братства прерафаэлитов Данте Габриэль Россетти осмеял его попытки писать. Из картин Морриса, в сущности, известна только одна — Гвиневера (1858).
«Гвиневера» Морриса
Братство прерафаэлитов, основанное в середине 19-го века в Лондоне, объединяло английских художников и писателей, опиравшихся в своем творчестве на искусство раннего Возрождения. Поэт и живописец Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Хант, Уильям Россетти, Джордж Стивенс и многие другие стремились к возрождению «наивной религиозности» средневекового и раннеренессансного искусства.
Прерафаэлиты считали главной своей задачей борьбу против условностей викторианской эпохи и слепого подражания классическим образцам. Просуществовавшее всего 5 лет, общество, тем не менее, оставило яркий отпечаток в истории английского искусства. «Прерафаэлиты были очень амбициозны в своих темах» — говорит Элисон Смит, куратор выставки прерафаэлитов в ГМИ им. А.С.Пушкина. — Они затрагивали самые острые вопросы современности, говорили в своих полотнах даже о проституции. Художники изображали картины на ярком фоне, подчеркивая нужные детали. Их работы впечатляли, даже шокировали.»
«Леди из Шалот» Уотерхауса
Первые опыты прерафаэлитов были приняты даже очень благосклонно. Их ранняя слава – это слава скандала, который в викторианском обществе был сильнейшим средством пиара. Они немало для этого потрудились: меняли жен и любовниц как перчатки, помолвки расторгали по идеологическим соображениям, без зазрения совести уводили жен у друзей, вдовели с исступлением, с таким же исступлением женились снова. Алкоголь, опиум, психиатрические клиники, самоубийства – полный набор богемного ада, как его себе представляли викторианцы. Они одновременно пугали и привлекали, создавая обществу всё больше поводов для возмущения.
Картины прерафаэлитов легко отличимы по яркому колориту и множеству тщательно прорисованных деталей. Обращались они также не к самым обыденным сюжетам: библейские сцены, средневековая поэзия, Шекспир, народные баллады, творчество современных им поэтов. Каждую картину они помечали секретной монограммой «PRB». Вскоре тайна монограммы открылась: это был символ творческого объединения художников — PreRaphaelite Brotherhood. Чтобы не погрешить против природы, художники добивались абсолютной точности в деталях — для чего решили писать натуру только на свежем воздухе. Братство старалось писать очень близко к правде и отойти от привычного академизма(известен случай, когда, чтобы правдоподобно нарисовать цветы, один из художников вырыл яму в саду, так чтобы цветы оказались на уровне глаз, и несколько дней там писал).
«Лилит» Данте Габриэля Россетти
Прерафаэлиты — первое в истории национального английского искусства коллективное художественное выступление. Также братство можно считать первым авангардным течением, сложившимся в Европе. Впоследствии прерафаэлитизм проникнет во все аспекты жизни, охватив декоративное искусство, архитектуру, убранство интерьера, дизайн книг и иллюстрации. Художники «братства» предвосхитили импрессионистов. Прерафаэлиты также актуализировали вопрос о правах женщин, ввели в моду новый тип женской красоты и способствовали формированию важнейшего стиля конца столетия—искусства Ар Нуво (или Модерна).
Текст: Эльвира Суркина