Некоторые произведения с течением времени не утрачивают своей актуальности. К таким можно отнести трагикомедию Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо», премьера которой состоялась 20 сентября в Московском Новом драматическом театре. Конкретно эта пьеса с каждым десятилетием, скорее, обретает особую злободневность, и сегодня, на фоне современного хаоса и обилия информации, не дающей, впрочем, ответов на «вечные вопросы», ее мотивы звучат еще более пронзительно.
Жанр абсурда, как одно из направлений реалистического театра, очень богат средствами выражения и лучше всего подходит для экзистенциальных постановок. «Театр абсурда» предлагает нам особый, не замутненный шаблонными оценками взгляд на окружающий мир и на нас самих, заставляет включить осознанность и обнаружить иллюзорноть и нелепости многих явлений в жизни.
В пьесе задействованы всего несколько героев. Первыми зритель видит Эстрагона и Владимира – двоих потрепанного вида скитальцев, ищущих способ убить время в ожидании Годо. “Годо” в данном случае, скорее, метафора. Герои просто ждут, ждут то, что изменит их жизнь, привнесет в нее смысл, свет в темноту. И в ожидании проходит время, которое кажется бесконечным. Герои несколько раз собираются уйти, но никуда не движутся. Они почти не слышат друг друга, без всякой здравой логики переходят от одной темы к другой, исступленно спорят.
И вместе с тем в этой, казалось бы, абсурдной клоунаде звучат более чем серьезные размышления автора о жизни, о человеке:
В пьесе отчетливо звучат те же мотивы (пустоты и бессмысленности), которые позже легли в основу “Меланхолии” фон Триера:
Чередование безразличия и тревоги, отчаяния и надежды, скуки и воодушевления – все это задает особую тональность спектаклю, создает атмосферу трансцендентального хаоса, где непонятно, что происходит, где начало и где конец, в чем смысл и логика. Здесь нет никакого сюжета как такового (вполне в духе “позднего” Чехова), и внешнее действие заменяется внутренним.
Некоторая надрывность в игре актеров и демонстративность в их поведении погружают зрителя в экзистенциальную пустоту, где словно в отдалении, в полной темноте звучат беспомощные голоса потерянных во Вселенной людей, которые тщетно стремятся словами и действиями заполнить эту пустоту:
Текст: Каролин Джойс