«Поздний Машков»: торжество классической композиции, цвета и света

21 апреля 2016, 18:46

14 апреля в фонде IN ARTIBUS открылась выставка «Поздний Машков», которая является третьей в серии «Московская школа». Ее организаторы сконцентрировались на последних двадцати годах жизни Ильи Машкова, на том периоде, когда он достиг своей творческой зрелости. «365» побывал на выставке и теперь готов поделиться своими впечатлениями о знаковых, но недооцененных работах известного «бубновалетца».

Открытие выставки "Поздний Машков" в IN ARTIBUS foundation

Открытие выставки «Поздний Машков» в IN ARTIBUS foundation

IN ARTIBUS foundation – это некоммерческая организация, целью которой является популяризация и изучение как классического, так и современного искусства. Фонд занимается выставочной и издательской деятельностью, а также поддерживает различные культурные проекты. Фонд был создан по инициативе Инны Баженовой – коллекционера, мецената и издателя российской версии газеты об искусстве The Art Newspaper Russia. IN ARTIBUS занимается организацией монографических выставок-исследований, сотрудничая с музеями, частными коллекционерами со всего мира и различными культурными фондами. Именно такой монографической выставкой и стал «Поздний Машков». Картины для экспозиции предоставили музеи со всей России: Третьяковская галерея, Государственный русский музей, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова, Калужский музей изобразительных искусств и многие другие.

 

Выставка "Поздний Машков"

Выставка «Поздний Машков»

Илья Машков является художником, которого большинство знает лишь по его участию в объединении «Бубновый валет» и по авангардным портретам и натюрмортам (например, «Портрет Е. Киркальди»). Его позднее творчество, «постбубновалетское», недооценено и даже считается рядом искусствоведов заурядным и непримечательным. Постепенный отказ от самобытности новаторства первой четверти XX столетия и переход к конформизму последующего творческого периода исследователями оправдывается политическими потрясениями и слабостью человека под напором жизненных обстоятельств. Но Машков был личностью незаурядной, поэтому несправедливо было бы обвинять его в слабости. Возврат к реализму, к фигуративной живописи художник выполнил не из-за требований сурового времени, а из-за потребности развивать свое мастерство, исследуя другие живописные приемы.

Илья Машков "Портрет Е.И. Киркальди", 1910

Илья Машков «Портрет Е.И. Киркальди», 1910

Так, на рубеже 1910-1920-х годов Машков отходит от примитивного, орнаментального и декоративного рисунка, унаследованного авангардистами от Матисса. Он перестает использовать чистые цвета, которые являются основой формы в авангардной живописи. Границей цветового пятна снова становится линия, а не контур. Цвет усложняется, как и сама живопись, композиция становится вновь пространственной, а не двухмерной, как у «бубновалетцев». Уже начиная с 20-х годов Машков — не новатор и экспериментатор. Он погружается вглубь веков пластической традиции, погружается в историю искусства, «в музей», как говорил Сезанн, и изъявляет интерес к гобеленам, фарфоровым статуэткам и зеркалам в тяжелых рамах. Именно такой «программы» в живописи Машков будет придерживаться до конца своей жизни.

Илья Машков "Натюрморт с арбузом" (1940)

Илья Машков «Натюрморт с арбузом» (1940)

Фонд IN ARTIBUS смог в ограниченном выставочном пространстве собрать все знаковые работы Машкова за последние 20 лет его жизни. Картины удалось разместить по жанрам: например, в одном зале висят только натюрморты, в другом – пейзажи, в третьем – специальная часть выставки, посвященная эскизам панно для гостиницы «Москва» (1937). Работы также размещены не в хронологическом порядке, поэтому рядом с картинами 20-х годов расположены произведения, относящиеся уже к 40-м годам.

Илья Машков "Натюрморт с магнолиями", 1934

Илья Машков «Натюрморт с магнолиями», 1934

К наиболее ранним произведениям Машкова, представленных на выставке, относятся «Натюрморт с веером» (1922), «Портрет М.И. Машковой» (1923) и «Крымские фрукты и магнолия» (1923). Эти картины впервые были выставлены в 1923 году на «Выставке картин», где некогда радикальные экспериментаторы из «Бубнового валета» объявили свой отказ от крайнего модернизма в пользу классики. Здесь еще можно найти приемы «сезаннистов» из «Бубнового валета», которые использовали сферическую композицию, рефлексы (отсветы) на поверхностях изображенных предметов и использовали чистые спектральные цвета.

Илья Машков "Натюрморт с веером"

Илья Машков «Натюрморт с веером» (1932)

Основную часть выставки составляют натюрморты, написанные в классической манере. Здесь невольно вспоминаешь об авангардных натюрмортах Машкова 1910-х годов и задумываешься о том, возможно ли легко отказаться от поиска новых форм в искусстве, чтобы воспроизводить образы, написанные до него десятки, сотни раз?

Илья Машков "Натюрморт. Редиска". 1942.

Илья Машков «Натюрморт. Редиска». 1942.

Здесь же представлены камерные работы самого последнего периода творчества художника – «абрамцевского» (1930-40). Самой примечательной работой этого периода, пожалуй, является натюрморт «Клубника и белый кувшин» (1943). В этой картине Машков стремится растворить форму в пространстве, кажется, что он вновь экспериментирует с трехмерностью изображения. Но он удерживается и сохраняет четкую предметность изображения, узнаваемость цвета. Задача художника здесь – изобразить белое на белом, сохраняя при этом цветовые границы. Это ему удается при помощи акцента на пространстве картины – фоне, который кажется сотканным из полной палитры самых разных цветов.

Илья Машков "Клубника и белый кувшин"

Илья Машков «Клубника и белый кувшин», 1943

Стоит также отметить ансамбль из трех портретов колхозниц, написанных в 1930 году, – «Колхозница с тыквами», «Девушка с табачной плантации» и «Девушка с подсолнухами». Впервые эти три картины выставлены вместе. «Девушка с подсолнухами» и вовсе до недавнего времени считалась утраченной.

Выставка "Поздний Машков"

Выставка «Поздний Машков»

 

Илья Машков "Девушка с подсолнухами"

Илья Машков «Девушка с подсолнухами» (1930)

Советская власть долгое время ждала от художника «программную» работу, восхваляющую дела партии. Машков долго уклонялся от подобных заказов, но потом все-таки написал картину «Привет XVII съезду ВКП (б)» (1934). Здесь формальная задача собственно парадного натюрморта XVII века иронично сочетается с эстетикой народного творчества – лубка. Такое художественное решение насторожило художественных критиков той эпохи. Сейчас эта картина воспринимается негативно, считается, что этим натюрмортом Машков высказывает свою солидарность с советской властью и готов обратиться к соцреализму. На деле же все не так, просто современный зритель уже не может прочесть ту иронию, которую заложил художник в свое произведение.

Илья Машков "Привет"

Илья Машков «Привет XVII съезду ВКП (б)» (1934)

Особое место в экспозиции занимают восемь эскизов к панно для банкетного зала гостиницы «Москва». Сами же панно сейчас недоступны для осмотра, потому что находятся на реставрации в Государственном музее архитектуры. Илья Машков был выдающимся художником, который не боялся монументальных форм, поэтому брался за выполнение таких грандиозных заказов, как большие панно для «Москвы».

Илья Машков "Московский метрополитен". Эскиз панно для банкетного зала гостиницы "Москва", 1937-1938

Илья Машков «Московский метрополитен». Эскиз панно для банкетного зала гостиницы «Москва», 1937-1938

Таким образом, на выставке представлены самые значимые работы «позднего» Машкова, которые несправедливо принято обходить стороной. К слову, ни одна их постоянных экспозиций российских музеев, кроме Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова, не предоставляет возможности познакомиться с поздним творчеством художника.

Выставка «Поздний Машков» проходит в фонде IN ARTIBUS (Пречистенская набережная, 17) с 14 апреля по 3 июля 2016 года.

Текст: Наталья Шульгина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ