1 – точка. Первое нечетное. Беспарное. Самодостаточное. Самостоятельное.
3 – плоскость. Первое простое нечетное. Несоставное. Из себя состоящее.
1+3 = 4
Основной закон арифметики. Сложение:
A+B= B+A
От перемены мест слагаемых сумма не меняется.
3+1=4
Точка.
«Геометрическая точка – это невидимый объект. И таким образом он должен быть определен в качестве объекта нематериального. В материальном отношении точка ровна нулю».
Человек – Я – точка.
Один в поле не воин (а путник) (русская народная пословица).
Один в поле воин (роман о подвиге).
«В нашем представлении этот нуль – геометрическая точка – связан с высшей степенью самоограничения, то есть с величайшей сдержанностью, которая тем не менее говорит».
Человек на плоскости мира, каким бы громким он не был, каким бы огромным он не был, каким бы ярким он не был, говорит.
Когда человек – мир, он молчит для плоскости мира. Он – геометрическая точка – невидимый объект. Часто принимаемый миром как нематериальный, бесполезный и от того равный нулю. Когда человек – мир, точка – круг.
«Таким образом, геометрическая точка в нашем представлении является теснейшей и единственной в своем роде связью молчания и речи».
Вне системы плоскости мира, материального мира, человек – Я – натуральное число. Целое число.
«Через одну точку можно провести бесконечное число прямых. Через одну прямую можно провести бесконечное число плоскостей. Через любую точку сферы проходит единственная касательная плоскость».
«В живой речи точка является символом разрыва, небытия (негативный элемент), и в то же время она становится мостом между одним бытием и другим (позитивный элемент).
Так человек в природе разрывает, рушит, меняет. Жизнь его не может не отражаться на природе, часто уничтожая ее, мешая развитию мира. Точка загрязняет плоскость, не позволяя ей быть идеальной.
И в то же время человек меняет само бытие природы, привнося, украшая, усложняя, соединяя мир людей и мир плоскости. Без точки нет ни контура, ни цвета, только с ней плоскость становится произведением искусства. Где искусство и природа не соперники, но два разных бытия.
«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы, и среди этой борьбы миров между собою создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос, — оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой – музыка сфер. Создание произведения есть мироздание».
Плоскость.
Три – плоскость – мир.
Три – натуральное число, между 2 и 4. Где два – пара. Четыре – наименьшее число, представимое в виде суммы двух простых чисел.
Три – треугольник. Противоположность круга.
Линия – путь. Прямая (когда принимаешь данность) или кривая (когда меняешь, добавляя новые точки).
«И прямая, помимо прочих своих свойств, где-то хранит глубинное желание создать плоскость: претвориться в более компактную, замкнутую в себе сущность. Прямая способна на это, хотя в отличие от кривой, образующих плоскость по средствам двух сил, ей необходимы для образования плоскости три импульса. Только в этой новообразной плоскости начало и конец не могут исчезнуть бесследно, в трех местах они будут заметны. Полное отсутствие прямизны и угловатости, с одной стороны, а с другой стороны – три прямых с тремя углами – признаки двух простейших, радикально противоположных плоскостей. Итак, эти две плоскости противостоят друг другу как: треугольник и круг».
Линия и точка на плоскости. Точка-плоскость. Четыре.
«Треугольник и круг – изначально противоположная пара плоскостей».
Я – мир. Я – плоскость. Я – круг. Я – точка. Я – один. Я – человек.
Три – плоскость. Несоставное. В себя включающее, но делящееся без остатка только на единицу и себя само.
Точка на плоскости как человек в природе, в мире.
«Точка – это результат первого столкновения [художественного] орудия с материальной плоскостью, с грунтом».
«Кто я? Зачем я? Где я? Почему?», — вопросы, на которые нет определенного ответа. Вопросы не о природе, но о произведении.
«Внешнее представление о точке в живописи неопределенно. Материализованная, геометрическая точка должна приобрести величину, занимающую определенную часть основной плоскости. Кроме того, она должна иметь некие границы – контуры, — чтобы отделить себя от окружающего».
Так и человек в плоскости мира в течение жизни обретает величину (есть великие люди и незаметные точки), определяя свои границы. Четкость границ отделяет тебя от окружающего, делает более заметным.
«Размеры и формы точки изменяются, изменяя вместе с собой и относительное звучание точки абстрактной».
От того насколько ты большой и уникальный в своем проявлении зависит то как ты звучишь в этом мире. Но тут важно то, хочет ли увидеть смотрящий, с чем соотносит он твою величину и как видит саму плоскость – мир.
«Внешне точка может быть определена как мельчайшая элементарная форма, что, впрочем, тоже неточно. Очень сложно очертить точные границы понятия «мельчайшая форма»: точка может увеличиваться, стать плоскостью и незаметно занять всю основную плоскость – где же граница между точкой и плоскостью?
Здесь необходимо соблюсти два условия:
Соотношение точки и основной плоскости по величине и
Соотношение [ее] величины с остальными формами на этой плоскости».
Линия – путь. Жизнь. Штрих на плоскости. Дело. Линия состоит из точек. Любой путь – это точки, объединенные в одну линию.
Когда на плоскости появляется дело, что рядом с человеком, а точке мы придаем значение – размер, уделяем внимание, то она сама становится плоскостью.
«То, что могло бы считаться точкой на совершенно пустом фоне, становится плоскостью, если рядом с ней на основной плоскости появляется очень тонкая линия».
Так точка становится плоскостью. Так плоскость обретает свою единицу. В материальном мире принятую за 4, в нематериальном же оставшуюся 3+1.
Человек- мир в мире – это 43.
3+1 и 3.
Если сложить, объединив, то 7. Символ земли.
В тексте использованы цитаты из книг Василия Кандинского «Текст художника. Ступени» и «Точка и линия на плоскости».
Автор: Кристина Андрейчикова