Французский ученый Паскаль Котт провел более 10 лет, используя отражающую технологию света для анализа картины.
Парижский инженер утверждает, что под поверхностью самого знаменитого произведения Леонардо да Винчи скрывается более ранний портрет. Образ назвали «Няней». Помимо вынужденного соседства, образ няни не имеет ничего общего с Моной Лизой: вместо знаменитого прямого взгляда и загадочной улыбки, няня смотрит в сторону, а от улыбки нет и следа. Лувр отказался комментировать претензии Котта.
«Мону Лизу» («Джаконда») также анализировал еще один парижский ученый, со-учредитель Lumiere Technology, но с помощью метода анализа слоев. Он работал, проектируя несколько интенсивных лучей на картину, после чего камера измеряет отражение этих лучей и, таким образом, позволяет восстановить все слои краски. Однако, Паскаль Котт утверждает, что с помощью его техники можно проникнуть глубже. «Теперь мы можем проанализировать все то, что происходит между слоями краски и можем очистить эти слои как кожицу лука. Таким способом, мы можем восстановить все этапы создания картины», — добавил он.
Паскаль Котт на протяжении 10 лет изучает картину «Мона Лиза» Леонардо да Винчи
Споры о личности Моны Лизы длятся уже давно. На протяжении многих веков, считалось, что Мона Лиза — это Лиза Герардини, жена флорентийского торговца шелком. Но Котт бросает вызов этой теории. Он стремится доказать, что образ, который был скрыт под поверхностью картины, на самом деле является оригинальной Лизой Леонардо. «Когда я закончил восстановление Лизы Герардини, я оказался перед портретом, который кардинально отличается от привычной нам Моны Лизы. Это совершенно другая женщина», — сказал Котт.
Помимо образа няни, ученый нашел еще два изображения под поверхностью картины — набросок портрета с большой головой и носом, более крупными руками, но более тонкими губами. Также он говорит, что нашел другой образ Мадонны Леонардо с жемчужным головным убором.
Мнение экспертов по работам Леонардо да Винчи разделились. Профессор истории искусств в Оксфорде Мартин Кемп сказал, что доводами Котта, не убежден. «Я не уверен, что на разных слоях картины разные портреты. Я вижу это скорее как непрерывный процесс становления одной картины. Я абсолютно убежден, что Мона Лиза и есть Лиза», — сказал Кемп.
Искусствовед Андрей Грэм-Диксон снял документальный фильм для канала BBC «Секреты Моны Лизы», тщательно изучив все исторические документы, также обратив внимание и на исследования Котта. Грэм-Диксон добавил: «Это, безусловно, история века. Возможно, администрация Лувра не захочет менять название картины, но то, о чем мы сейчас говорим — это прощание с Моной Лизой и приветствие кого-то другого».
Текст: Софья Столярова
Фото: udikov.ru