Пестро и густо: выставка русского авангарда «До востребования»

12 апреля 2016, 15:45

7 апреля в Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка русского авангарда «До востребования». Из региональных музеев сюда привезли полотна самых известных художников начала XX века —  Василия Кандинского, Марка Шагала, Давида Бурлюка, Наталии Гончаровой и других. Побывав на открытии, «365» делится своими впечатлениями и общими наблюдениями о выставке со своими читателями.

Километровой змеей стоически отстояли очередь 2,5 тысячи человек, чтобы увидеть новую выставку, посвященную раннему русскому авангарду 1900-1918 годов. Среди гостей можно было увидеть куратора русского авангарда Марину Лошак, бизнесмена Александра Юдина, пресс-секретаря Романа Абрамовича Джона Манна, Владимира Познера с супругой Екатериной Орловой и многих других звездных посетителей. Невозможность свободно перемещаться по залам и наслаждаться произведениями искусства показала, что ранний авангард по-прежнему вызывает большой ажиотаж среди зрителей.

Давид Бурлюк "Красный полдень", 1915-1918

Давид Бурлюк «Красный полдень», 1915-1918

В экспозицию вошло более ста работ, собранных из 19 городов России. Среди художников представлены такие всемирно признанные классики авангарда, как Василий Кандинский, Марк Шагал, Давид Бурлюк, Михаил Ларионов, Любовь Попова, Наталья Гончарова, а также мастера и не столь известные, но внесшие значительный вклад в историю направления – Виктор Барт, Моисей Коган, Алексей Грищенко и другие. Задачей выставки было стремление представить зрителям неизвестные, редкие работы, многие из которых были отреставрированы специально для данной экспозиции.

Марк Шагал "Война", 1914

Марк Шагал «Война», 1914

Картины здесь расположены хронологическими блоками – от самого зарождения до расцвета направления, —  чтобы, по словам куратора выставки Андрея Сарабьянова, «за секунду весь русский авангард обвести одним взглядом». Любопытно, что построением экспозиции занимались художники, потому что они, как отметил Сарабьянов, лучше понимают, на чем стоит сфокусировать внимание зрителя и как выстроить композицию работ.

Виктор Барт "Стрелки", 1912

Виктор Барт «Стрелки», 1912

Действительно ли подобное размещение работ было удачным решением, остается под вопросом. Многие зрители признались, что сложно вступить в диалог с выбранным произведением, глаз устает и суетливо пытается уловить суть. На каждый квадратный метр зала экспозиции приходится слишком много информации, что немного отдает салонностью. Большие номерки у каждой работы невольно заставляют назвать картину не произведением, а лотом. На наш взгляд, авангардным и отвечающим духу представленной эпохи решением стало бы размещение стремянок напротив картин, помещенных на самом верху, — так зрители смогли бы лучше рассмотреть выставленные шедевры.

Наталия .Гончарова. Весна. Петровский парк. 1909–1910

Наталия .Гончарова. Весна. Петровский парк. 1909–1910

Несмотря на все выше сказанное, выставка, безусловно, заслуживает внимания самого пытливого, любознательного и неравнодушного к авангарду зрителя. Запаситесь временем, глазными каплями и приходите в будний день до вечера, чтобы насладиться компанией идейных мастеров авангарда начала XX века.

Аристарх Лентулов "Деревянная церковь"

Аристарх Лентулов «Деревянная церковь», 1910-е

Выставка «До востребования» продлится в Еврейском музее и центре толерантности по адресу ул. Образцова, д.11, стр.1 до 10 июня.

Текст: Анна Кинаш

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ