Первый роман Набокова «Машенька» поставили на московской сцене

11 февраля 2014, 16:21

На «Сцене под крышей» театра им. Моссовета премьера. Выпускник режиссерского факультета ГИТИСа Иван Орлов поставил спектакль по роману Владимира Набокова «Машенька». Дебют режиссера на московской сцене состоялся в рамках молодежной программы театра. В свои двадцать с небольшим Иван успел поставить спектакли в знаменитом Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» и Красноярском ТЮЗе. Теперь выпускник мастерской Леонида Хейфеца представил на суд уже московской публики сценическую версию первого романа Владимира Набокова «Машенька».

 «Машенька»

«Машенька»

Признаться честно, перед командой стояла задача непростая: произведения Набокова не принадлежат к числу самых востребованных на театральной сцене.  Безусловно, у режиссера всегда есть возможность выбрать менее тернистый путь и создать спектакль «по мотивам», сослаться на характерный для молодого поколения радикализм, заявить о своем новом, остром взгляде, и беспощадно перекроить произведение на свой лад. Однако Ивану Орлову удалось не порвать тончайшее кружево набоковской речи, он аккуратно перенес весь текст романа на сцену, перечитал его вместе со зрителем – и герои Набокова, именно такие, какими их представил в романе писатель, ожили на театральной сцене. В руках Ивана Орлова «Машенька» превратилась в благоуханный цветок, завораживающий своей простотой и одновременно пленяющий своим  безыскусным очарованием.

 «Машенька»

«Машенька»

Действие романа разворачивается в Берлине, в русском пансионе в середине 20-х годов прошлого века. Однако ощущение времени в спектакле стирается. Проблемы русской эмигрантской среды приобретают нечеткую, размытую структуру, отходят на второй план, нивелируются. Орлов рассказывает о пронзительной истории первой любви к девушке по имени Машенька (Надежда Лумпова), так и оставшейся для главного героя Ганина (стажер МХТ им. Чехова Иван Ивашкин) только лишь светлым, счастливым, но все же воспоминанием. Однако именно это воспоминание и дает силы двигаться дальше, действовать. Благодаря возвращению в прошлое герой и покидает закрытый мир берлинского пансиона, постояльцы которого уже и не люди, а серые тени, механически проживающие день за днем в состоянии оцепенения и непреходящей духовной тоски. Режиссер описал это кратко: «Без прошлого нет и будущего».

 «Машенька»

«Машенька»

В постановке Ивана Орлова тесно сплетены между собой разные ипостаси искусства. Театральный спектакль в полной мере кинематографичен. Скромные декорации: старые табуреты, скрипучее кресло-качалка, катушка для кабеля, становящаяся едва ли не героем действия, — огорожены жестяным забором, они замыкают не только актеров, но и зрителей в тесном и забытом мирке русских эмигрантов. Это театр. А эффект кино создается при помощи небольшого оркестра, играющего композиции Олега Каравайчука и группы The Retuses и аккомпанирующего действиям героев в течение всего спектакля. Спасительные, щемящие грудь звуки взрывают собой воздух и буквально уносят Ганина из замкнутого, серого пансионного пространства туда, назад, в цветущую Россию, где ему выпало счастье искренне полюбить. Музыкальное сопровождение с еще большей точностью помогает раскрыть весь смысл внутренних переживаний героев. Спектакль Ивана Орлова «Машенька» стал истинным гимном молодости и торжеству любви.

 «Машенька»

«Машенька»

Лев Глебович Ганин не герой  далекого, забытого прошлого. По мысли режиссера, он наш современник, и каждый зритель может увидеть в Ганине себя, свою любовь, свое счастье, свои воспоминания и свои потери. Доминанта спектакля, его живая, пульсирующая идея — не забывать о том, что настоящая жизнь и состоит из этих волнующих душу мгновений.

Фото —  Елена Лапина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ