С 27 февраля по 26 марта Московский музей современного искусства совместно с галереей “Триумф” проводит выставку молодого художника Павла Киселева “Новое сообщение”. В своей серии автор поднимает тему восприятия и обработки информационных потоков во время их постоянного генерирования. В экспозицию вошли 12 скульптур из деревянных деталей монохромного цвета, а также аудиовизуальные инсталляции.
Павел рассказал нам о своей дороге в мир современного искусства, о проблеме информационного перенасыщения – главном биче общества, и о том, как не стать заложником информации в наши дни.
Ты из того поколения, чье детство пришлось на распад СССР. Как ты пришел в мир современного искусства? Как повлияла ситуация в стране на твое становление?
Я родился в Москве в 1984 году. Тогда еще не было интернета, я любил гулять, собирать монеты, альбомы с наклейками, копать, строить “штабы” из картонных коробок с друзьями, плавить свинец и ловить рыбу. В начале 90-х многое начало стремительно меняться: был открыт виртуальный мир, появились первые игровые приставки, компьютеры, интернет. Россия начала жадно впитывать все новое. Ограничение доступа к информации определялось только скоростью передачи данных и желанием ее получать. Появилась возможность более широкой и быстрой коммуникации, мессенджеры, чаты и форумы.
«Пять экзабайт информации создано человечеством с момента зарождения цивилизации до 2003 года, — говорит Эрик Шмидт (экс-директор Google), — но столько же сейчас создается каждые два дня, и скорость увеличивается… Люди не готовы к технологической революции, которая должна произойти».
В городе начало появляться граффити. В 14 лет я тоже начал рисовать на улице. Мне нравилось, что мое имя и имя моей команды видят сотни прохожих. Реклама была повсюду, и такой метод самовыражения был естественен. На мой взгляд, в моем творчестве можно проследить влияние города, улицы. Слои рисунков, плакатов, тегов, перекрывающих друг друга, фактур, архитектурных стилей, звуков, запахов, рекламы, огромное количество людей – все это Москва, абсолютно сюрреалистичный город. В то же время, вот ты варишься во всем этом, и это обилие всего такого разного очень вдохновляет, причем в каком-то своем ни на что не похожем ключе.
Работа Павла с выставки “Новое сообщение”
Вернемся к выставке. Расскажи о серии своих работ, об общей концепции выставки. Что заставило тебя прийти к реализации именно этой темы?
Почему выбрано такое название? «Новое сообщение» я вижу как основу развивающейся информационной эпохи, это связано с настоящим временем и человеком, который живет в этом моменте.
«Пять экзабайт информации создано человечеством с момента зарождения цивилизации до 2003 года, — говорит Эрик Шмидт (экс-директор Google), — но столько же сейчас создается каждые два дня, и скорость увеличивается… Люди не готовы к технологической революции, которая должна произойти». Человек генерирует и потребляет сообщения, при этом он создает все больше и больше способов, как это сделать. В то же время человек на данном этапе развития начинает генерировать так много сообщений, что становится все сложнее их воспринимать. Мы стоим на пороге симбиоза с искусственным интеллектом, но пока этого не произошло, мы чувствуем дискомфорт и тревогу из-за неспособности совладать с накапливающемся массивом данных.
Работа Павла с выставки “Новое сообщение”
При этом информация это не воздух. Все данные хранятся на физических носителях. Таким образом, это вопрос не только абстрактного, но и физически ощутимого «тесно». “Новое сообщение” — это проблема современности. Я, как человек и художник, реагирую на это по своему, фильтрую поток через себя, оставляю части, и работаю с ними как с художественным материалом. Визуально и технически, объекты, представленные на выставке, построены по этому же принципу: сжатые обрывки информации, отсортированные и объединенные в тесном поле картины-скульптуры.
Я, как человек и художник, реагирую на это по своему, фильтрую поток через себя, оставляю части, и работаю с ними как с художественным материалом.
Это выставка о человеке, который пытается жить в настоящем моменте, пытается совладать с ним, пытается понять его, проговаривает, визуализирует. Объекты ー это его попытки. Он рассказывает свою историю разными способами, разными объектами-иллюстрациями. Это абстрактные исторические документы, собранные из выхваченных из потока образов, фраз, звуков.
Что мы можем увидеть на выставке?
Выставка разбита на 3 секции. В первом зале представлен анимированный видеоколлаж “Новости”. Новости ー это замороженные события. Для каждого слоя смонтирован видеомикс из найденных в свободном доступе выпусков новостей. Каждый слой ー определенная страна. Таким образом хотелось отобразить общемировое информационное поле. Отдельно я написал звук, также построенный по принципу коллажа. Это звуковое поле присутствует и в остальных залах, вступая в диалог с объектами и объединяющее выставку в одно звуковое пространство.
Работа Павла с выставки “Новое сообщение”
Вторая секция – зал с 4 объектами. Это абстрактные картины-скульптуры, динамические конструкции. Это работы о состоянии человека, выходящего в общество (интернет, улица), о потреблении, человеческих пороках, навязываемых желаниях.
В третьем зале представлены 2 объекта: текстовая абстракция «Свидетель» и минималистичная «Нет Новых Сообщений». Параллельные создания, пустота напротив множества, как бы перетекающие друг в друга и неразрывно связанные. Это работы одновременно о настоящем и будущем, где будущее абстрактно, неопределенно, а настоящее многогранно и разрозненно.
Расскажи подробнее о механизме взаимодействия со зрителем через свои инсталляции.
Без зрителя искусство не работает. В моем случае, смотрящий “включает” объект. Он двигается, и за счет этого работы открывают новые детали, композиция постоянно изменяется, перераспределяя соотношение цветовых полей. У меня есть работы, где встроены зеркала, они отражают зрителя и встраивают его в композицию. Плюс к этому, я использую звуковое сопровождение, чтобы создать условие аудиовизуальных диалогов. Но все это довольно субъективно, так как каждый считывает это по-своему, исходя из своего бэкграунда. Так же как с газетами, мировой язык — это сочетание абстракции и конкретики, где иероглиф ー абстрактен, а кириллица ー конкретна, и все это меняется, если ты не из России, например, а Японец. Мне интересен этот момент, интересно включить зрителя в креативный процесс или хотя бы дать ему пространство такой возможности. Очень интересно иногда слышать отзывы, интерпретации, часто они интереснее моих собственных. Я не хочу ограничивать людей конкретными описаниями концепций, скорее, хочу открытого диалога, это гораздо продуктивнее для нас обоих.
Работа Павла с выставки “Новое сообщение”
К чему, по-твоему, впоследствии может привести информационное перенасыщение?
Это приведет к будущему: к изменению состояния памяти человека, изменениям процессов компьютерной обработки информации, реструктуризации ее хранения, активному подключению искусственного интеллекта в эти процессы, изменениям в коммуникации, экономике и т.д. Скорее всего, у человека будет ощущение, что он ー центр всего, но так будет считать каждый. Это очень удобная иллюзия для тех, кто реально контролирует все эти процессы. То есть, например, твое мнение будет сконструировано, но ты не будешь этого знать, а будешь думать, что это реально твое мнение. И также с другими моментами. Это уже работает и в дальнейшем будет только развиваться.
Есть ли универсальный метод фильтрации информации: как не быть ее заложником, но при этом не терять связь с внешним миром?
Для каждого человека это субъективно, все мы делаем определенный выбор каждый день, так будет продолжаться и дальше. Фильтр ー это твое образование, круг общения, социальный класс и т.д. Универсального метода нет, так как нет истинного понятия хорошо/плохо. Есть только нормы, которые установило большинство в процессе истории человечества. Может быть, все еще поменяется миллион раз, никто этого наверняка не знает. Читайте книги, размышляйте, задавайте вопросы.
Интервью подготовила Инна Воробьева