Открытие «Музея оптических иллюзий»

2 августа 2014, 14:11

В минувший вторник в Москве открылся Музей оптических иллюзий. Мы с замечательным фотографом Александрой успели к самому началу, и, видимо, немного поторопились, потому что кроме нас, организаторов и пары журналистов там больше никого не было. Но, обо всем по порядку.

041

На втором этаже здания располагающегося по адресу Малый Николопесковский переулок 4, нас встретил молодой человек в красном поло, на спине которого было написано «РАЗ-ВЛЕ-КАЙ-ТЕСЬ».

«Проходите, мы тут еще кое-где не закончили, но скоро музей будет работать полноценно»

С первых шагов в глаза бросаются стены, заполненные от пола до потолка «картинами» (можно в данном контексте употребить это слово?), которые немного деформированы для того, чтобы потом на фотографии все это выглядело более живо и реалистично.

017 (1)

Оговорюсь сразу – авторы и организаторы проекта поторопились назвать сие помещение «музеем». Лично в моем представлении («Кого интересует представление какого-то журналиста?» — спросите вы. Ну да ладно), музей – это здание, комплекс зданий, маленькая комната, в которой содержатся материалы (будь то вещественные, письменные, графические и так далее), которые представляют для человечества или для отдельно взятого человека какое-то непосредственное значение в глобальном или индивидуальном смыслах. Значение может быть разным: историческим, политическим, развивающим, обучающим, показывающим что-то новое, ранее неизведанное. Однако музей, который встретился нам на пути, музеем по сути не является, потому что ценности он никакой не представляет. Тем не менее, этот проект можно уважительно назвать «галереей оптических иллюзий».

Пространство «музея» огромное, запутаться очень просто, есть несколько выходов в подвал (на самом деле – на первый этаж, мы же на втором). Вся «3D живопись» располагается не только на стенах, но и занимает большую часть пола. Сюжеты абсолютно разные: начиная от безобидных зомби, от которых авторы приглашают спастись на лестнице, до более безобидных Путина (можно же в таком контексте употребить эту известную фамилию?), который стремиться вручить тебе награду, очень похожую на деньги, Медведева, который делает свое знаменитое селфи и «Тайной вечери», где ты – вместо Иисуса, а апостолов заменяют персонажи Диснеевских фильмов.

172

Если посмотреть с другой стороны, то кажется, что здесь есть все: огромный желтый ботинок, в который можно залезть, огромный младенец из подобия папье-маше и неваляшка, огромный томик Толстого «Война и мир». Есть настоящий мотоцикл, огромная голова белой собаки, которая жутко напоминает доброго мохнатого монстра из фильма «Бесконечная история», комната с торчащей из пола огромной кистью человеческой руки, подсвечиваемая различными цветами: красным, зеленым, синим…

Есть Ленин, который сладко спит на карнизе перед лестницей (он не умер, нет, он действительно спит потому, что его грудная клетка поднимается и опускается, обозначая дыхание). Есть Гагарин, писающий мальчик, здоровенный зек в фуфайке с серпом и молотом на шапке, которому организаторы «музея»предлагают вырвать зуб веревкой, или хотя бы попробовать это сделать. А еще – здоровенная Останкинская башня.

141

По словам организаторов музея, все это создавалось как нечто, созданное в России впервые. В этом, конечно, есть доля правды. Но правды какой? Такой, что подобное творчество уже как минимум четверть столетия гуляет по Америке и Европе, рисуемое обычными разноцветными мелками в пол улицы, превращенное в искусство одного дня, потому что завтра пройдет дождь, и все это смоется в ближайший сточный люк. А наши умельцы собирали художников средней руки со всей страны для того, чтобы заполнить необъятное бесхозное пространство где-то на Арбате.

Арбат вообще превратился из культовой пешеходной улицы в нечто неудобоваримое. Все эти сувениры, матрешки, горбачев, балалайки, хохлома,  бабушки непотребного вида в кокошниках, которые призывают вас зайти в ювелирный магазин N. Опять же, Музей эротического искусства. И все наши гиганты, – Пушкин, Окуджава, Белый, Рыбаков, Вахтангов, – они тонут в этом бессмысленном, бесконечно перестраивающемся, туристическом пространстве.

226

Конечно, эта история заимствована у Южной Кореи, потому как такой центр оптических и фотографических иллюзий существует там достаточное количество времени. И часть сюжетов также скопирована оттуда, причем скопирована достаточно неумело, что даже в кадре выглядят не совсем органично (да простят меня бедные художники, которые обклеивали комнату на первом этаже ненастоящими бумажными купюрами).

Есть весомые опасения, что данное мероприятие станет объектом одноразового посещения. Отфотографировавшись на фоне всех картинок, посетитель уйдет с заполненной флешкой своего фотоаппарата и никогда туда не вернется (так как экспозиция вряд ли будет обновляться). Разве что только через несколько лет, когда приведет туда своих детей. 

«Некрасивый вход, не буду фотографировать»

043

Вероятно, я просто слишком многого ожидал от этой выставки. Иллюзии, да еще и оптические, представлялись мне более широкомасштабными, фантастическими, волшебными. На деле все оказалось совсем иначе.

Хочу поблагодарить организаторов за теплый прием. А также сказать спасибо Наташе и Ульяне, которые согласились попозировать нам, от которых я с неистовым стремлением отгонял другую прессу. Зачем по всем каналам и на всех экранах видеть одни и те же лица?

«Музей оптических иллюзий» будет работать каждый день с 11.30 до 23.30 без выходных.
Цена билета: 350 рублей.

Фото: Александра Козлова

Текст: Сергей Глазунов, Сергей Глазунов

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ