Отель «Метрополь»

14 апреля 2015, 12:25

Сегодня в рубрике «Архитектурная Москва» мы расскажем вам об отеле «Метрополь».

Метрополь был одним из проектов Л.Н. Кекушева. Конкурс на возведение гостиничного комплекса выиграл Лев Николаевич, но волей случая и желанием владельца купца Мамонтова проект отдали английскому архитектору Уильяму Уолкоту (Вильяму Волькоту, как называли его в Москве).

1377681466_6

На месте нынешнего Метрополя в 30-х годах 19-го века располагалась трехэтажная гостиница «Челишы» построенная Осипом Бове. По проекту предполагалось не сносить гостиницу, а реконструировать, пристроить новые корпуса и сделать из нее комплекс высокого класса с театром, ресторанами, галереями и помещениями для спортивных состязаний. Строительство развернулось полным ходом, но должный размах не привел к ожидаемому успеху — в том же году Мамонтова арестовали. Новые владельцы гостиницы вновь пригласили Л.Н. Кекушева, который внес существенные изменения в проект Валькота. В частности, именно так появился прекрасный стеклянный купол над атриумом вместо ресторана на плоской кровле, а частная опера С.И. Мамонтова на 3000 человек наоборот, превратилась в ресторан.

344006660

Гостиница располагается на пересечении Театрального переулка и Площади Революции, потому каждый ее фасад является неотъемлемой частью общего ансамбля. Над Метрополем, шедевром русского модерна, работала целая плеяда мастеров: Валькот, Кекушев, Шехтель, Васнецов, Коровин, Врубель, Головин и многие другие. Валькот задумал разделить плоскость фасада поясами балконов на три разные по цвету части: от более темного первого этажа отделанного гранитом, цветной штукатуркой, и обливным кирпичом до почти невесомой верхней части здания.

e86846ffbfc0

Верхняя часть здания, над вторым поясом балконов, украшена скульптурным фризом «Времена года» (автор которого — только что вернувшийся из мастерской Родена скульптор Андреев), живописными панно Головина и темной решеткой балконов. Венец фасада — панно Михаила Врубеля «Принцесса Греза», за которое нужно благодарить Савву Мамонтова. Будучи поклонником искусства Врубеля, Мамонтов всячески пытался вывести и без того известного автора в «большие люди», но, как любой человек опережающий свое время, художник оставался непонятым широкой публикой. В наше время панно вызывает восхищение красотой и туманностью принцессы, склонившейся над умирающим трубадуром, а в 1900 году у людей консервативных оно вызывало ужас и упреки в слащавости. Тогда меценат поступил по-другому и повесил панно Врубеля в центре Москвы на веки вечные, хочешь-не хочешь, смотри. Сейчас, начиная от Третьяковского проезда, установлены следующие картины из майолики: Жажда, Поклонение природе, Орфей, Зависть, Полдень и Поклонение старине. Все эти изображения выполнены по эскизам художника Головина, само же исполнение принадлежит художественной мастерской С. И. Мамонтова. Очевидно, эти панно, как и пластически сложные рельефы Андреева, должны были превратить верхнюю часть здания в своеобразную театральную декорацию, имевшую самостоятельное значение по сравнению с нижними этажами.

Фриз "Времена года"

Фриз «Времена года»

image48

0_b74d5_6dbbeb03_L

Wiki_Metropol_Hotel_Moscow_Artwork_2

В отличие от строгости фасадов, в которых сквозь характерные элементы модерна проглядывает псевдоготика (башенки, пинакли), в интерьерах помещений присутствует смешение стилей (от псевдорусского до классицизма). В каждом из 220 номеров был телефон, ванна и «две электрические подъёмные машины для удобства гостей», тогда это были просто заоблачные стандарты комфорта. Некоторые номера могут похвастаться не только роскошной антикварной мебелью, но и панорамными окнами с видом от Большого театра до шпилей Кремля.

Лобби

Presidential_2264

Номер

Ресторан

Даже пожар 1901 года не смог остановить столь грандиозную стройку «вавилонской башни» и к 1905 году отель был восстановлен лучшими мастерами того времени.

Именно здесь останавливались самые знаменитые деятели культуры, политики и т.д. (Бернард Шоу, Марлен Дитрих и т.д.). Метрополь соединил в себе западную чопорность и утонченность, широту великой русской души, модерн и боярский колорит, деловитость и богему. Мамонтов мечтал, что это место станет центром культурной и светской жизни, что шампанское будет литься рекой и художники с поэтами и политическими деятелями будут отмечать праздники и радоваться жизни под сводами этого купола. Мечта Саввы Мамонтова осуществилась и живет по сей день.

Текст: Юлия Костина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ