«За гранью предметности…» — новый выставочный проект Русского музея, представляющий творчество художников-абстракционистов из знаменитой студии «Новая реальность».
Не каждый сходу догадается, что студия под названием «Новая реальность», основанная в 1954 году художником Элием Белютиным, — вовсе не про реалистичные изображения. Белютин вкладывал в это название особый смысл, считая, что необходимо уйти от механического воспроизведения окружающей действительности – от «старой реальности» — и обернуться к реальности внутреннего мира человека, для чего студийцы прибегали к средствам абстракционизма и экспрессионизма. А для современного зрителя название студии приобретает еще и политическую остроту, если учесть, что стилем, господствующим в то время в официальном искусстве, был соцреализм (для художников из «Новой реальности» официальные выставки были закрыты с 1960х годов).

В.Зубарев. Воздвижение веры, 1978, холст, масло.
Неизвестно, какой из возможных смыслов названия привлек в студию больше молодых творцов (за время существования объединения с ним так или иначе было связано более трех тысяч художников). Но известны их имена – это, например, Владислав Зубарев, Люциан Грибков, Анатолий Сафохин, Тамара Гер-Гевондян, Вера Преображенская, картины которых представлены на выставке наряду с произведениями их педагога Белютина.

Люциан Грибков. Задумчивость, 1973, бумага, смешанная техника.
Задания наставника порой были весьма неожиданны для его учеников: например, он просил изобразить сосновый лес, за которым находится Освенцим, и характером стволов деревьев и цветом передать трагедию. Об этом способе работы над картиной напоминают работы самого Белютина, а также полотно Люциана Грибкова «Задумчивость», где еще узнаваемые очертания человеческой фигурки становятся символом абстрактного понятия. Владислав Зубарев – на выставке представлена, в частности, его картина «Воздвижение веры» — работал над отображением времени в своих полотнах. Несмотря на общность идей, каждый художник-студиец старался разрабатывать особенный, присущий только ему художественный язык.
Педагог Элий Белютин считал, что искусство заложено в каждом человеке и что нужно только открыть его в себе. Посетители выставки смогут не только оценить работы русских абстракционистов, но и проверить утверждение художника на себе, создав собственную картину из модульных элементов Белютина на специальном конструкторе, установленном в одном из залов.
Выставка открыта с 24 сентября по 10 ноября 2014 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея.